Вопрос получения убежища лицами, ищущим защиту от преследования либо от реальной угрозы стать жертвой преследования в стране своей гражданской принадлежности либо в стране своего обычного местожительства, а также по иным причинам за последние два года стал для мирового сообщества и, в частности, для Германии особенно релевантным и получил в обществе огромный резонанс.
Сотни людей ежедневно пересекают границы стран Европейского Союза в поисках убежища, однако далеко не всем удается успешно пройти процедуру рассмотрения заявления о предоставлении убежища, и, соответственно, получить желаемый вид на жительство в той стране, где было подано указанное заявление. В соответствии с судебной практикой основной причиной отказа является необоснованность поданного заявления, то есть лица, просящие убежища, не сумели предоставить доказательства того, что они нуждаются в защите третьих государств. Это свидетельствует о необходимости привлечения опытного адвоката, специализирующегося в данной области, к защите интересов указанных лиц.
Для того, чтобы интересующиеся данным вопросом лица имели возможность получить общее представление о процедуре получения убежища в Германии, наша адвокатская канцелярия решила описать основные стадии указанной процедуры и связанные с ними правовые нюансы.
1. Прием и распределение лиц, претендующих на получение убежища в Германии
Лица, претендующие на получение убежища, должны сразу же после пересечения границы Германии обратиться в полицию либо в другие государственные структуры ФРГ для того, чтобы уведомить их о цели прибытия. После этого указанные лица направляются в соответствующий первичный координационный центр, занимающийся вопросами данной категории лиц, где им выдается свидетельство о том, что они претендуют на получение убежища. Однако официальная процедура предоставления убежища начинается только с момента подачи соответствующего заявления о предоставлении убежища.
Необходимо учитывать, что сам факт прибытия лица, претендующего на получение убежища, в наиболее привлекательную для него землю Германии не означает, что первичный координационный центр и отделение Федерального ведомства по вопросам миграции и беженцев (Bundesamt fuer Migration und Fluechtlinge), которое уполномочено рассматривать дела беженцев из соответствующего государства, находится именно в этой земле. Таким образом, происходит перераспределение претендующих на получение убежища лиц внутри Германии. При этом неявка лица в пункт распределения в течение установленного срока (зачастую в течение трех дней) может повлечь за собой очень негативные последствия.
Для лиц, прибывших на территорию Германии с целью получения убежища самолетом из так называемых безопасных государств, то есть государств, которые согласно § 29а Закона Германии «О беженцах» (Asylgesetz) благодаря своей демократической системе и политической ситуации исключают любое государственное преследование лиц и могут обеспечить защиту лица от негосударственного преследования, либо для лиц, не имеющих по прилете необходимых документов, существует особая, ускоренная, процедура приема и подачи заявления. Указанные лица задерживаются уполномоченными органами в транзитной зоне аэропорта, с ними проводится официальная беседа, в рамках которой им необходимо изложить все причины, вынудившие их искать убежища в Германии, и подать соответствующее заявление о предоставлении убежища. После этого в течение двух дней Федеральное ведомство по вопросам миграции и беженцев обязано вынести свое решение по указанному вопросу. В случае, если заявление будет отклонено по причине очевидной необоснованности, въезд в Германию заявителю будет запрещен. При принятии иных решений, а также в случае, если решение не было принято в течение двух дней, въезд заявителя в ФРГ разрешается и начинается стандартная процедура получения убежища.
Также хотелось бы обратить особое внимание на тот факт, что в случае задержания лица, намеренного просить убежище в Германии, федеральной полицией на границе существует высокий риск того, что во въезде в Германию ему будет отказано, например, по причине прибытия из безопасного государства либо в случае, если существуют основания полагать, что рассмотрением заявления о предоставления убежища должно заниматься другое государство.
2. Подача заявления о предоставлении убежища
Заявление о предоставлении убежища должно подаваться в соответствующее отделение Федерального ведомства по вопросам миграции и беженцев лично заявителем. Таким образом, направление соответствующего заявления посредством почтового курьера возможно лишь в исключительных случаях (например, при нахождении лица на стационарном лечении).
При подаче заявления также может быть задан ряд вопросов относительно пути перемещения в Германию, а также запрошена личная информация о лице. Кроме того, в обязательном порядке берутся отпечатки пальцев, которые вносятся в специальную общеевропейскую базу данных «EURODAC».
3. Определение страны, ответственной за рассмотрение заявления
В соответствии с Постановлением Европейского Союза № 64/2013 (Verordnung (EU) Nr. 604/2013), более известным как Дублинское постановление (Dublin-III-Verordnung), регулируется порядок определения государства-члена ЕС, которое будет отвечать за обработку заявления о предоставлении убежища.
Так называемая Дублинская процедура является частью общей процедуры рассмотрения заявления о предоставлении убежища, в рамках которой выясняется, какая именно страна должна рассматривать данное конкретное заявление.
В случае, если заявитель не был ранее опрошен по поводу пути перемещения в Германию, опрос может быть проведен на данной стадии.
Если у Федерального ведомства по вопросам миграции и беженцев имеются причины предполагать, что за обработку и рассмотрение заявления должно отвечать другое государство, ему направляется ходатайство о приеме заявителя. Страна, получившая такое ходатайство, должна в установленные сроки обосновать, почему предположение Германии является ошибочным, либо согласиться с принятием заявителя на своей территории. В случае, если обоснование не было направлено, считается, что соответствующее заявление должно рассматриваться в данном государстве, на основании чего Германия признает заявление формально необоснованным и устанавливает срок, в течение которого заявитель должен быть перемещен в вышеуказанное государство.
Наиболее распространенными причинами, по которым Германия отказывает заявителям на стадии Дублинского процесса являются:
— подача заявления о предоставлении убежища в другом государстве;
— наличие у заявителя визы, выданной для посещения иного государства-члена ЕС;
— задержание лица на территории другого государства и пр.
Вынесенное в рамках Дублинской процедуры решение может быть обжаловано в административном суде Германии.
4. Официальное слушание дела
На стадии официального слушания дела заявитель получает возможность изложить все факты относительно того, каким преследованиям он подвергался или мог быть подвергнут в стране своего постоянного проживания. При этом заявитель должен лично присутствовать во время официального слушания.
Все показания заявителя фиксируются сотрудником Федерального ведомства по вопросам миграции и беженцев в соответствующем протоколе.
Исходя из практики нашей адвокатской канцелярии, мы рекомендуем все данные, зафиксированные в протоколе, тщательно проверять и настаивать на устранении неточностей, которые могут быть допущены, например, по той причине, что в большинстве случаев задействован переводчик.
Также следует отметить, что заявление о предоставлении убежища согласно законодательным нормам должно быть обосновано заявителем лично, то есть обоснование заявления представителем либо направление обоснования посредством почтового курьера не допускается. При этом факты, не указанные заявителем во время обоснования заявления, в дальнейшем к рассмотрению могут быть не приняты. По этой причине с целью тщательной подготовки к слушанию мы рекомендуем Вам в обязательном порядке обращаться к адвокату для того, чтобы иметь возможность юридически грамотно изложить свои доводы. Более того, адвокат также может присутствовать во время проведения соответствующего слушания.
5. Вынесение решения
При вынесении Федеральным ведомством по вопросам миграции и беженцев решения учитываются все установленные во время слушания дела обстоятельства. При этом проводится всесторонняя оценка доводов заявителя и выясняется, под какую из нижеследующих категорий подпадает заявитель:
1. Оказание помощи беженцам: возможно в случае, если заявитель в силу вполне обоснованных опасений может стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, принадлежности к определённой социальной группе, сексуальной ориентации или политических взглядов (§ 3 Закона Германии «О беженцах»);
2. Оказание дополнительной помощи: возможно в случае, если существуют обоснованные опасения, что заявителю в стране его происхождения грозит нанесение серьезного вреда. В данном случае речь идет о грозящей смертной казни, пытках и пр. Кроме того, серьезный вред может быть нанесен при военных действиях на территории страны происхождения либо в случае гражданской войны (§ 4 Закона Германии «О беженцах»);
3. Предоставление политического убежища: возможно в случае политического преследования со стороны государства, где заявитель постоянно проживает (ст. 16а Конституции Германии).
4. Запрет высылки в страну происхождения: возникает в том случае, если возврат в страну происхождения связан со значительной, конкретной опасностью для жизни, здоровья, либо свободы заявителя (§ 60 абз. 7 Закона Германии «Об условиях пребывания, трудовой деятельности и интеграции иностранных граждан на территории Федеративной Республики Германии» (Aufenthaltsgesetz). Например, запрещается высылать из Германии лиц, которые нуждаются в лечении в силу приобретения серьезного заболевания, если при этом в стране происхождения такое лечение не может быть обеспечено.
При принятии компетентным ведомством положительного решения заявителю присваивается соответствующий статус и выдается разрешение на пребывание в Германии. В случае признания заявления необоснованным, либо недопустимым, заявитель имеет право обжаловать указанное решение в административном суде Германии.
Таким образом, процедура получения убежища в Германии является весьма сложной и трудоемкой. При этом мы хотели бы отметить, что не смотря на то, что обязательное участие адвоката в процессе предоставления убежища законодательством Германии не предусмотрено, однако по вышеуказанным причинам мы настоятельно рекомендуем Вам обратиться за юридической помощью к квалифицированному специалисту в данной области.