Право частной собственности на землю

Государственная форма

Все земли, которые не принадлежат частным лицам и муниципалитету, находятся в ведении федеральной власти или государства (согласно 214 ст. ГК или 16 ст. Земельного кодекса). Таким образом, закрепляется презумпция госсобственности на землю.

Государственная собственность может быть реализована на уровне субъектов (как региональная) или федеральном.

Обычно в госфонде находятся территории, имеющие особо важное общественное значение. В частности, участки, переданные под организацию курортов и санаториев, турбаз и спортивно-оздоровительных объектов

В госсобственности находятся также:

В частности, участки, переданные под организацию курортов и санаториев, турбаз и спортивно-оздоровительных объектов. В госсобственности находятся также:

  • места боевой славы;
  • особо плодородные земли;
  • земли особого назначения (заповедники, парки);
  • участки, переданные под хранение радиоактивных отходов;
  • участки, необходимые для целей обороны и безопасности;
  • участки под научно-исследовательскими центрами;
  • участки, необходимые для нужд космической или ядерной промышленности;
  • прочие объекты.

Все указанные участки изъяты или ограничены в обороте. Но во владении государственных образований могут находится земли, подлежащие обороту. Так, субъекты российской федерации также вправе продавать участки частным собственникам или предоставлять их в аренду. Государство также при определенных случаях может скупать земли у муниципалитетов и частных лиц.

Какие земли находятся в муниципальной собственности

В муниципальном владении могут находиться любые участки, расположенные внутри границ данного муниципалитета.

По происхождению права владения различают следующие виды муниципальных земель, в соответствии с пунктом 1 ст. 19 ЗК РФ:

  • Земли, переданные в распоряжение муниципалитета региональными или федеральными законодательными актами;
  • Участки, полученные при разграничении государственных владений;
  • Участки, приобретённые муниципальными властями;
  • Участки, полученные муниципальными властями бесплатно.

Бесплатно муниципалитету могут быть предоставлены земли из федерального или регионального фонда для реализации целевых программ или при изменении границ субъектов федерации.

Важно помнить, что к бесплатно полученным землям не относятся участки, полученные путём судебного взыскания у частных лиц, а также выморочные и отказные наделы. Муниципалитеты владеют в основном следующими категориями земель:

Муниципалитеты владеют в основном следующими категориями земель:

  • Землями поселений (свыше 95% всей площади муниципального образования);
  • Сельскохозяйственными землями;
  • Промышленными землями.
  • Земли стратегического и оборонного назначения находятся на закрытых территориальных образованиях, находящихся в ведении министерства обороны.

Процедура образования земельного участка из муниципальных земель

Земельный участок может быть образован из земель, находящихся в муниципальной собственности, в следующих случаях:

  • При предоставлении участка садоводческому иди дачному товариществу;
  • Для предоставления частному физическому или юридическому лицу в пользование;
  • При выделении участка организации, с которой заключен договор комплексного развития территории;
  • При выделении участка строительной организации для возведения жилых домов;
  • Для строительства линейных объектов;
  • Для строительства объектов муниципальных предприятий.

Образование земельного надела из муниципальных земель возможно только посредством принятия соответствующего постановления субъекта муниципальной собственности.

Таким субъектом в большинстве случаев выступает земельный или архитектурно-градостроительный комитет местной администрации.

Процедура выделения земельного участка из муниципальных земель в отдельный надел для предоставления в аренду или собственность состоит из следующих шагов:

  • Подача заявления в земельный комитет о предоставлении участка в пользовании;
  • Получение положительного решения комитета;
  • Заказ и проведение межевых работ по выделу земельного участка;
  • Предоставление в кадастровую палату межевого плана;
  • Выдача кадастрового паспорта на образуемый участок;
  • Утверждение участка в определённых границах земельным комитетом.

Образование земельного участка подразумевает выделение его отдельных границ таким образом, чтобы площадь нового участка соответствовала указанной в разрешении земельного комитета.

Межевые работы осуществляются частными геодезическими компаниями или кадастровыми инженерами, с которыми заключен договор подряда.

Важно учесть, что геодезические работы по определению границ участка, образуемого из муниципальных земель, осуществляются за счёт организации или физического лица, подавшего заявление на получение участка в пользование. Как получить земельный участок от государства за третьего ребенка? Читайте в нашей статье!

Как получить земельный участок от государства за третьего ребенка? Читайте в нашей статье!

Вся нужная вам информация про коллективно-долевую собственность находится в нашем материале.

Все вопросы связанные с разрешением на строительство вы можете найти тут.

Основания, по которым право владения прекращается

Ваша собственность на земельный надел может быть отменена, если:

  • он передается другим лицам (дарится, продается, наследуется);
  • его использовали не по назначению, а то и с нарушением законодательства;
  • собственник по доброй воле отказывается от участка, что обязательно должно быть оформлено нотариально;
  • земля взыскана за долги ее владельца;
  • судом принято решение о конфискации за тяжелое преступление;
  • происходит изъятие на время эпидемий, катастроф и стихийных бедствий;

Владелец получает соответствующий документ и выплаты в размере возможного убытка. По завершении обстоятельств его владение возвращается к нему обратно.

земля отнимается в государственных или муниципальных интересах;

За год до события владелец будет уведомлен о том письменно, ему будет выплачена стоимость участка или предоставлен в другом месте равноценный.

  • проходит национализация земель;
  • собственник незаконно владеет этой недвижимостью.

Поговорим о понятиях

Право пользования является расширенной формой отношения к объекту. Земельный участок, как объект права собственности, даётся не только собственникам, но и иным правообладателям, к числу которых относятся субъекты:

  • постоянного (пожизненного) пользования;
  • наследуемого владения;
  • арендаторы.

Эти категории землепользователей потенциально являются собственниками. Они в приоритете, на земельного участка в собственность, в сравнении с гражданами, не имеющими участков. Правом пользования собственник ЗУ обладает наряду с ними. Однако он приобретает расширенное разрешение на право распоряжаться своим участком по своему усмотрению:

  • в имущественных сделках;
  • передавать в аренду;
  • изменять его параметры и технические характеристики;
  • отчуждать и перераспределять земли участка.

Приобретая право обладать земельной собственностью, лицо устанавливает форму ответственности за принадлежащий ему участок перед хозяйствующим субъектом и государством, признавая соблюдение вменённых каждому землепользователю обязательств. Право обладание как форма правовой ответственности за пользование и распоряжение вменяется землепользователям различных форм права.

Однако в случае с собственниками, обладание ЗУ достигает максимальной юридической силы. Только собственники имеют право на законную защиту своей земли от посягательств на неё со стороны третьих лиц, кроме случаев, предусмотренных Конституцией РФ, Гражданским и Земельным кодексами РФ.

По субъекту право собственности делится на формы и виды:

  1. На федеральный хозяйствующий субъект, владеющий землями государственного значения, в том числе – особо охраняемыми территориями, к которым относятся границы, разделяющие РФ от других государств. Ему принадлежат земли, не отчуждённые (принципиально не отчуждаемые) регионам.
  2. Муниципальный хозяйствующий субъект регионального значения, владеющий в лице местной администрации землями, переданными с федерального уровня на основании особых актов, приказов и других документов.
  3. Право собственности на ЗУ юридических лиц. К ним относятся промышленные зоны, земли сельскохозяйственного значения для ИП, территории в зонах населённых пунктов, предназначенные для торговых площадей, офисов и т.п.
  4. Оформленные в собственность земли частных лиц. Это участки под ИЖС, ЛПХ, дачные участки и прочие ЗУ, с обозначенной формой права обладания, где собственниками являются физические лица.

Кто имеет право на приобретение земельного участка

Собственники зданий, сооружений, расположенных на земельных участках, имеют исключительное право на приобретение (покупку) земельных участков в собственность или на заключение договора аренды.

Кому земельные участки предоставляются бесплатно

Земельные участки могут предоставляться бесплатно (на основании решения уполномоченного органа в случаях, предусмотренных законами субъектов РФ) следующим категориям граждан:

  • работающим (по основному месту работы) в данном муниципальном образовании — для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства;

  • имеющим трех и более детей.

Органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено требование о том, что такие граждане должны состоять на учете в качестве нуждающихся в жилье.

Земельный участок в собственность бесплатно по указанным основаниям можно получить только однократно.

Условия для получения

Если вы желаете приобрести земельный участок, то, прежде всего, нужно получить права на объект недвижимости (чаще всего, жилой дом). Это одна из ступеней, ведущих к предоставлению земли.

Одним из условий оформления собственности на недвижимость является проведение кадастровых работ и подготовка документов на объект.

Для обращения с заявлением о регистрации объекта предварительно выполняется:

  1. Подготовка технического плана здания, сооружения (дома, строения), подробности читайте здесь..

  2. Постановка на кадастровый учет в кадастровой палате.

Далее происходит процедура регистрация права в территориальном отделе Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии для получения свидетельства о государственной регистрации права собственности.

Такой порядок касается только тех объектов, которые не были учтены в реестре недвижимости, то есть, если свидетельство на объект (дом) из Росреестра уже получено, то вышесказанное делать не нужно.

Порядок предоставления

В настоящее время действует следующий порядок:

  1. Подготовка схемы расположения земельного участка.

  2. Подача в уполномоченный орган заинтересованным лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка (для случаев, когда земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению).

  3. Принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка.

Как мы уже упоминали, при оформлении собственности на недвижимость, необходимо проведение кадастровых работ.

Кадастровые работы (то есть межевание) необходимо провести также и на земельный участок.

Для этого нужно обратиться к кадастровому инженеру или в организацию, имеющую лицензию на производство инженерно-геодезических работ. О том, где и как выбирать кадастрового инженера, мы рассказывали здесь.

Если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка, то гражданину необходимо обеспечить:

  1. Кадастровый учет земельного участка или учет изменений (в связи с уточнением границ земельного участка).

Уполномоченный орган на основании поданного заявления о предоставлении земельного участка (в котором указан выбранный вид права) заключает:

  • договор купли-продажи,

  • договор аренды земельного участка,

либо принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно.

Как определяется вид права

В случае, когда допускается предоставление земельного участка заинтересованному лицу в собственность или в аренду без проведения торгов, вид права, на котором предоставляется такой земельный участок, выбирает заявитель.

В заключение хочется отметить, что вариант предоставления земли путем выкупа у государства является затратным, но затраты по оформлению земельного участка в собственность совершенно не сопоставимы с истинной стоимостью земли, которая была и всегда будет капиталом.

К сожалению, многие собственники частных домов пренебрегают оформлением прав на земельный участок.

Следовать их примеру мы не рекомендуем.

Не забывайте, что законодательство постоянно меняется и оформление земли в собственность в определенных случаях может быть отменено.

Право собственности на землю дает возможность ее владельцу свободно распоряжаться земельным участком, в том числе разделить, объединить, перераспределить.

Кроме того, с собственником необходимо согласовывать проведение работ по обустройству территорий, прилегающих к принадлежащему ему участку и строительство на этих территориях различных объектов.

Какие обоснования?

Поводы для владения земельным наделом создаются из определенных событий и постановлений. Самые распространенные из них:

  • получение земли по закону;
  • соглашения любого характера, заключенные в рамках законодательства;
  • указы и иные постановления госорганов или органов местного самоуправления;
  • заключения органов судебной власти, которые устанавливают гражданскую ответственность;
  • наследование земли вследствие смерти владельца;
  • принцип приобретательной давности. Формируется, когда правообладатель не известен или уже не имеет прав на участок, а гражданин или учреждение непрерывно не менее 15 лет распоряжается этой недвижимостью, как собственной.

Для приобретения права землепользования нужно выполнить несколько действий. Одного только основания, из перечисленных выше, будет недостаточно. После оформления договора, получения судебного постановления или решения органа, имеющего определенные полномочия, о возможности обретения права на землю, нужно провести госрегистрацию надела.

Также право землевладения предоставляется после событий, после которых наступает так называемые гражданско-правовые последствия. К примеру, кончина правообладателя, после которой возможно наследование надела.

Основания, по которым возникают права собственности

Как только вы зарегистрировали свое владение и получили в качестве удостоверения этого факта свидетельство от органа юстиции, вы обрели право частной собственности.

Основания приобретения земли закон не ограничивает. Главное требование, чтобы все было законно. Никакого рейдерства и захвата, только реализация сделок (типа купли-продажи, мены, дарения и т. п.) – законные поводы для появления права собственности. К таким относят и приобретательную давность, постановление суда, а также решения государственных или муниципальных органов управления.

Частная собственность бывает индивидуальной, принадлежащей отдельному гражданину или юридическому лицу и общей.

Последняя подразделяется на:

  • совместную, когда доли участников не определены;
  • долевую, когда каждому из собственников принадлежит четко определенная часть.

Возникает она по закону или договору. Граждане, равно как организации, по собственному решению могут объединить свои земельные наделы и начать использовать их на правах общего владения. Наглядным примером общей долевой собственности служат земли, на которых строятся многоквартирные дома.

Одновременно с полномочиями у лиц, являющихся частными собственниками землевладений, появляются и обязанности. Закон требует от них:

  • уплаты земельного налога и подачи налоговой декларации на недвижимость в установленные законом сроки;
  • осуществления мероприятий, направленных на охрану их территорий;
  • соблюдения положений градостроительных регламентов;
  • эффективного своевременного пользования землями согласно их целевому назначению.

Так что говорить об абсолютной свободе владения не приходится.

Что такое право распоряжения землей?

Как уже было сказано, распоряжаться своим земельным наделом может только собственник. Он имеет документ, подтверждающий принадлежность ему участка – это свидетельство о праве собственности, а значит, все дальнейшие действия на участке он может совершать без чьего-либо разрешения, но в пределах закона и не нарушая, при этом прав других собственников и, в целом, иных лиц.

Правомочие распоряжения включает в себя возможность выполнять такие действия:

  • Собственник может изменять фактическое состояние земли на участке, что ведет к изменению его юридического статуса. Например, через освоение земельного надела под огородничество и садоводство.
  • Распоряжение выражается и в смене лиц, вновь приобретающих статус собственника. Если это касается одного владельца земельного надела, то он вправе весь участок или его часть продать, подарить, сдать в аренду, завещать, обменять на другой и т.д. Закон предусматривает всего 10 способов по отчуждению земельного надела.
  • Если речь идет о праве долевой собственности, то каждый владелец может передать свою долю удобным для себя способом третьим лицам.

Помимо передачи, распоряжение землей может быть и не со стороны ее собственника, а, например, государство может само изъять земельный участок под свои нужды.

Напротив, у пользователя землей по тем основаниям, которые были описаны в предыдущем разделе статьи, отсутствует право распоряжения.

Кто вправе распоряжаться землей? Кому это запрещено?

Распоряжаться землей вправе только ее собственник, то есть субъект права собственности. Наряду с государством, собственниками являются физлица – это:

  • российские граждане;
  • иностранцы;
  • люди, не имеющие гражданства, но которые проживают в России.

Помимо этих категорий граждан, могут распоряжаться и те лица, которые получили свои земельные участки на праве пожизненного наследуемого владения, которое было актуально до введения в действие Земельного кодекса. Из названия этого права уже понятно, что единственным действием по распоряжению землей является передача ее по наследству. На таком праве передавались участки:

  • членам объединений садоводов, огородников, дачников (на основании специального федерального закона № 66);
  • гражданам для садоводства до 01.01.1991 года;
  • если в собственность приобреталось здание, строение или сооружение, то на землю, которая была под этими объектами, устанавливалось рассматриваемое право;
  • для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства;
  • для военнослужащих, которые служили от 10 до 15 лет.

Иных вариантов того, как можно распорядиться земельным объектом, без наличия права собственности, закон не предусматривает.

Запрещается распоряжаться участком земли тем лицам, которые не относятся к собственникам. В этот перечень входят:

  • арендаторы и субарендаторы;
  • пользователь землей на безвозмездной основе;
  • лицо, имеющее участок земли на праве постоянного (бессрочного) пользования;
  • лица, которые пользуются сервитутом в отношении участка в чужой собственности, который может быть как по договору между гражданами, так и возникать из распоряжения госоргана, если дело касается нужд населения;
  • собственники, владеющие участками с определенным правовым режимом.

В последнюю категорию законных владельцев включаются те, кто имеет такие участки:

  • сельхозучастки;
  • лесные и охотничьи угодья;
  • земли, выделенные под фермерство;
  • участки, предназначенные для природоохранных целей (охотничьи и рыборазводящие хозяйства и для выполнения подобных задач);
  • земли, на которых осуществляются научные исследования, проводится обучение и т.п.

Что можно делать с землей

Основное отличие права владения от права собственности состоит в том, что первое понятие несколько ограничено по сравнению со вторым. В частности, владение участком допускает совершение с ним следующих действий:

Владение

Здесь подразумевается фактическое обладание недвижимостью, основанное на возможности физического контроля за участком. Именно оно является основанием для возникновения двух других правомочий — распоряжения и пользования. Для юридических лиц владение участком предполагает еще и его включение на свой баланс.

Переуступка права аренды земельного участка должна происходить согласно действующему законодательству РФ.

В нашей статье подробно описана пошаговая процедура аренды земельного участка.

В каких случаях и как проводится расприватизаяция квартиры? Узнайте об этом здесь.

Пользование

В этом случае возможно извлечение из нее полезных свойств или дохода любым доступным в законе способом, например, путем:

  • ведения хозяйства (фермерства, огородничества, садоводства);
  • использования ресурсов, которые есть на участке (полезных ископаемых, воды, торфа);
  • пребывания в лесу для сбора ягод, грибов, отдыха;
  • земли в аренду;
  • возведения на участке различных построек (если это допускается его видом разрешенного использования).

Что же касается возможности распоряжения, характерной для права собственности, при владении землей оно не допускается. Например, участок в этом случае нельзя передать никому другому ни одним из предусмотренных в законе способов (при помощи продажи, дарения, мены, залога).

Исключение составляет только ситуация с наследством — в некоторых случаях передача земли таким способом все же допускается. Также она может передаваться другим лицам во временное пользование (например, в аренду). Однако в отдельных случаях для этого требуется разрешение от ее собственника.

Очевидно, что право владения является весьма ограниченным для собственника и не позволяет ему осуществлять в отношении участка множества важных действий, в частности, распоряжаться им по своему усмотрению.

Поэтому по возможности необходимо прикладывать максимум усилий для того, чтобы получить полные права собственности на участок — после этого его можно будет продавать, дарить, обменивать или же изменять его вид разрешенного использования на более удобный.

Отчуждение земельного участка

Отчуждение, то есть отказ от владения землёй, может быть добровольным и принудительным. Рассмотрим возможные варианты при добровольном отчуждении:

  1. Самовольный отказ.
  2. Отказ в пользу других лиц.

Прекратить пользоваться территорией можно путём продажи и иного отчуждения.

Принудительное изъятие происходит при:

  1. Неуплате долга, когда владелец заложил земельный участок как залог.
  2. Изъятии для нужд государства, при этом уплачивается полная стоимость ЗУ.
  3. Изъятии для нужд государства по решению суда.
  4. Нецелевом использовании участка, например, на сельскохозяйственных территориях нельзя строить дома выше трёх этажей, а собственник построил дом выше.
  5. Нецелевое использование ввиду причинения ущерба природе, почве и природному достоянию.
  6. Национализации земель.
  7. Конфискации.
  8. Использование территории без положенной документации.

Права и обязанности лиц

  • пользоваться для удовлетворения своих нужд полезными ископаемыми, находящимися на территории надела, а также водоёмами так, как это прописано в законе.
  • Строить здания разнообразного типа в соответствии с целевым назначением надела и её разрешённому использованию.
  • Производить различные работы мелиоративного типа, а также строить разные водоёмы, регламентированные законодательством.
  • Производить работы, которые не противоречат законодательству. В рамках этого владелец имеет право на посевы, а также посадки всех культур сельскохозяйственного типа, прибыль от их продажи.
  • Продать надел или его фрагмент, сдать в аренду или подарить кому-нибудь.
  • Изменить юридический статус земли.

Если речь идёт о человеке, который пользуется землёй, не являясь её собственником, а в соответствии с определённым договором, то он может использовать надел для получения пользы или выгоды для себя. Он может реализовывать результаты своих трудов на этой земле и получать прибыль в собственный карман.

Правом владения и пользованием земельным участком может обладать только тот человек, который имеет на руках свидетельство о собственности. Такой товарищ может сделать со своим наделом всё что угодно, например, написать доверенность, передав права распоряжения кому-то ещё или заключить контракт на аренду и передать участок в пользование арендатору.

Однако, человек, распоряжающийся землёй, имеет некоторые обязанности:

  1. сохранять знаки, расположенные на территории надела в соответствии с законами РФ.
  2. Производить мероприятия, направленные на охрану земель, соблюдение порядка пользования лесами, водоёмами и т.д.
  3. В установленное время использовать землю, если это установлено определёнными договорами.
  4. Осуществлять земельные платежи в чётко установленные сроки.
  5. Соблюдать установленные регламенты, а также права и нормативы различного типа.
  6. Не допускать ухудшения качественных показателей участка.

Человек, который пользуется землёй в соответствии с определённым договором, обязуется:

  • чётко ему следовать и не использовать землю запрещённым образом.
  • Стремиться не усугублять состояние участка при его использовании.
  • Поддерживать землю в хорошем состоянии за свой счёт.
  • Вернуть надел владельцу по истечению срока контракта.

Владелец земли обязуется:

  1. исполнять все требования, предусмотренные ЗК РФ и ФЗ.
  2. Не допускать загрязнения, захламления и деградации грунта.
  3. Соблюдать требования регламентов градостроительного типа.
  4. Производить оплату за землю в назначенные сроки.
  5. Сохранять различные знаки, расположенные на участке в рамках закона РФ.

Особенности права собственности

Владение участками допускает возникновение нестандартных случаев. В некоторых случаях, в результате дарения, наследования или выдела (выкупа) ЗУ может достаться нескольким собственникам, которые могут вести общее хозяйство, с выделением долей или полноправно, на общих совместных основаниях.

Аналогичные условия могут возникать у жителей малоэтажного многоквартирного дома, где, в отличие от многоэтажки, граждане имеют теоретическую и практическую возможность установления порядка пользования:

  • по договорённости;
  • в административном порядке;
  • через суд.

К нестандартным ситуациям относится завладение незаконно захваченным участком, который владелец пытается приватизировать. У него существует подобная возможность при условии, что польза от завладения ЗУ значительно превышает возможный риск или наносимый хозяйствующему субъекту, вред.

Дачные участки и земли могут оформляться на несовершеннолетних, которые станут полноправными собственниками при наступлении совершеннолетия.

До этого момента их дела помогут им осуществлять опекуны, доверенные лица или родители.

Все особенности владения участками имеют правовую основу. А если эта основа отсутствует, правообладатели имеют право обратиться в местную администрацию или в суд.

Получение кадастрового плана

За получением кадастрового плана владельцу участка нужно обращаться в территориальный кадастровый орган с соответствующим заявлением, квитанцией об уплате государственной пошлины и удостоверением личности.

Если нет неопределенности с границами участка, и все сведения о данном земельном участке уже имеются в кадастре, получение кадастрового плана занимает около 10 дней после подачи заявления о его выдаче (хотя на практике этот срок зачастую увеличивается).

Гораздо сложнее обстоит ситуация, если какие-то сведения об участке отсутствуют в кадастре. В этом случае кадастровый орган выдает справку, в которой указывается перечень дополнительных документов, необходимых для составления полноценного кадастрового плана.

Чаще всего для уточнения месторасположения границ земельного участка или других сведений владельцу участка приходится за свой счет проводить землеустроительные работы, а именно процедуру межевания.

Межевание, то есть описание участка с определением его границ, осуществляется специальными коммерческими организациями. В рамках этой процедуры владельцу земли придется согласовать расположение границ своего участка с соседями. Если же с обладателями соседних участков договориться о границах не удается, то необходимо этот вопрос разрешать в суде.

Работы по межеванию обычно включают сбор информации об участке, а также сбор и обработку картографической, геодезической и другой документации, связанной с перераспределением и использованием земель, составление плана с отображением всех объектов и т.д. Такие работы занимают определенное время и, как правило, требуют финансовых затрат.

После проведения всех необходимых землеустроительных работ владельцу участка нужно вновь обратиться в кадастровый орган для получения кадастрового паспорта со следующими документами:

  • описание земельного участка;
  • правоустанавливающий документ на участок земли;
  • запрос на проведение кадастрового учета.

Сам кадастровый учет осуществляется бесплатно в течение 30 дней, после чего территориальный кадастровый орган выдает на земельный участок кадастровую выписку либо кадастровый паспорт.

Увеличение ЗУ

Участок собственника можно расширить. Если рядом с участком находится бесхозная земля, её можно приобщить к уже используемому участку:

  • путём выкупа;
  • межеванием.

При проведении кадастровых работ на участке допустимо «приращивать» до 10% заброшенных земель. Больший объём подлежит выкупу у администрации или дачного товарищества по кадастровой стоимости с последующим надлежащим оформлением.

Участки в собственности можно как объединять, так и разъединять. Существует возможность перераспределения ЗУ. Это хорошая возможность увеличить участок в значительном объёме. Участки объединяются в один ЗУ, оформляясь по всем правилам, с последующей регистрацией.

Для проведения этой процедуры понадобится разрешение на выкуп. Он может быть получен у администрации населённого пункта или у председателя дачного кооператива. На основании перераспределения старые участки снимаются с регистрационного учёта, а на их месте возникает один новый, с новыми учётными кадастровыми характеристиками и новым уникальным кадастровым номером.

Процедура разграничения муниципальной собственности на землю

Под разграничением земель понимается отнесение конкретного земельного надела к федеральной, региональной или муниципальной собственности.

Разграничение федеральных земель происходит путём принятия постановлений правительства РФ о таком разграничении, а также федеральных законов, изменяющих границы субъектов федерации.

Формирование права муниципальной собственности в результате разграничения может осуществляться как путём принятия федеральных законов, так и постановлениями региональных органов власти.

Муниципальные земли, в свою очередь, могут быть разграничены по следующим внутренним территориям:

  • Городскими поселениями;
  • Округами;
  • Муниципальными районами;
  • Пригородными районами;
  • Префектурами;
  • Внутренними территориальными образованиями городов федерального значения.

Разграничение возможно только для земель, которые отображены на государственной кадастровой карте.

Процедура разграничения осуществляется следующим образом:

  • Федеральные законодательные органы определяют границы земель субъектов федерации;
  • Власти субъектов федерации, на основе федеральных законов, определяют границы внутренних муниципальных городских и районных территорий;
  • Муниципальные власти осуществляют разграничение земельных наделов, находящихся в их ведении, между внутригородскими административными единицами.

Внутригородское деление земель утверждается после проведений публичных слушаний в местной администрации.

Важно знать, что региональные органы власти не вправе принимать законы, определяющие границы муниципальных округов, противоречащие разграничению, установленному на уровне федерации. В случае принятия подобных постановлений они могут быть оспорены в судах высшей инстанции, рассматривающих легитимность решений власти.

В случае принятия подобных постановлений они могут быть оспорены в судах высшей инстанции, рассматривающих легитимность решений власти.

Поделитесь в социальных сетях:vKontakteFacebookTwitter
Напишите комментарий