Нюансы перевода в другую категорию
Для реализации процедуры нужно потратить немало времени и сил, но по ее результатам от федеральных или муниципальных уполномоченных ведомств предоставляется разрешение на эксплуатацию.
Однако некоторые ограничения все равно остаются. Так, после перевода допустимо использование территорий исключительно по утвержденному предназначению.
Данный процесс может быть инициирован в отдельных случаях, определенных законодательством:
- необходимость в формировании объектов со специальным режимом эксплуатации и охраны: природные парки или заповедные зоны;
- необходимость в изменении региональных или муниципальных границ;
- потребность в проведении консервации земель по причине их износа: актуально при критически низкой плодородности сельскохозяйственных угодий;
- для строительства важных объектов инфраструктуры из культурной или бытовой категории: образовательные учреждения, медицинские организации, ресурсоснабжающие фирмы, мостовые перекрытия, дороги и т.п.;
- для обеспечения мер безопасности государственных границ: строительство оборонительных или военных объектов;
- в целях разработки природных ресурсов с дальнейшим расширением их добычи.
Вышеуказанный перечень является исчерпывающим – внесение корректировок может быть совершено исключительно в законодательном порядке.
Законодательное регулирование
Так как земли запаса представляют собой особую категорию земельных участков, регулирование их режима использования осуществляется на законодательном уровне тоже по-особому.
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:
- Москва: +7 (499) 110-86-72.
- Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.
- Регионы: 8 (800) 600-36-07.
Вопрос регулирования правоотношений, связанных с использованием земли, в том числе земель, относящихся к категории земель запаса, осуществляется с помощью Земельного Кодекса Российской Федерации.
Говоря более подробно о том, как именно происходит регулирование этой сферы правоотношения, следует отметить, что подробная регламентация осуществляется с помощью статьи 103 указанного нормативного акта.
Еще одной нормой, которая должна использоваться при регулировании вопроса использования земель запаса, будет являться статья 80 Земельного кодекса Российской Федерации. Эта статья формулирует основные правила формирования фонда перераспределения земель, составленных из земель запаса.
Если говорить о том, как должен производиться перевод земель запаса в любую другую категорию, здесь распространяют свое действие федеральный закон “О переводе земель или земельного участка из одной категории в другую”.
Кроме того, использование земель запаса может регулироваться также и региональным законодательством, если такая возможность предусмотрена на федеральном уровне. В этом случае будет действовать основное правило, согласно которому, в том случае, если использование регионального законодательства будет происходить, такие нормы права не должны противоречить федеральным нормативно-правовым актам.
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:
- Москва: +7 (499) 110-86-72.
- Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.
- Регионы: 8 (800) 600-36-07.
Другой комментарий к Ст. 103 Земельного кодекса Российской Федерации
Правовой режим земель запаса отличается от правового режима земель иных категорий. Если сравнить, например, земли запаса с землями сельскохозяйственного назначения, населенных пунктов, промышленности и т.д., то основным признаком, по которому можно их различить, является то, что земли запаса никому не предоставлены для использования. Земли запаса — это земли, целевое назначение которых еще не определено. Именно такими землями являются земли запаса, которые земельное законодательство выделяет в качестве отдельной категории земель.
Земли запаса находятся в государственной или муниципальной собственности. К землям запаса не относятся земли, включенные в фонд перераспределения земель, правовой режим которого урегулирован в ст. 80 ЗК РФ. Земли фонда перераспределения относятся к землям сельскохозяйственного назначения.
Использование земель данной категории возможно только после их перевода в соответствующую категорию земель.
Поскольку целевое назначение этих земель не определено, то ГрК РФ (ч. 6 ст. 36) предусматривает, что градостроительные регламенты не устанавливаются для земель запаса.
В законодательстве установлены некоторые особенности предоставления земель запаса. Так, Положение о порядке формирования целевого земельного фонда для расселения беженцев и вынужденных переселенцев и режиме его использования устанавливает порядок формирования целевого земельного фонда для расселения беженцев и вынужденных переселенцев и режим его использования. Формирование фонда проводится органами исполнительной власти субъектов РФ за счет фонда перераспределения земель, земель запаса и других земель. Земли фонда резервируются в целях их дальнейшего предоставления беженцам и вынужденным переселенцам для жилищного строительства, организации личного подсобного хозяйства, крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов. Земельные участки для жилищного строительства резервируются, как правило, вблизи городов, поселков и сельских поселений.
Выявление необходимых земельных участков для дальнейшего предоставления их беженцам и вынужденным переселенцам производится с учетом наличия земель запаса, пригодных для расселения и обустройства беженцев и вынужденных переселенцев.
Действует Положение о порядке формирования целевого земельного фонда для предоставления земель казачьим обществам, включенным в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, и режиме его использования. Положение определяет порядок формирования и режим использования целевого земельного фонда, который может создаваться за счет земель запаса и других земель. Земельные участки из состава этого фонда предоставляются казачьим обществам для расширения их состава, размещения поселений в приграничных районах РФ и сельскохозяйственного использования, включая производство и поставку членами казачьих обществ сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для федеральных и региональных нужд. Целевой земельный фонд создается органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.
В состав земель запаса могут быть включены при определенных условиях земельные участки иных категорий земель. Федеральный закон «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» предусматривает, что перевод сельскохозяйственных угодий из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, в частности, связанных с включением непригодных для осуществления сельскохозяйственного производства земель в состав земель запаса (ст. 7).
Такой перевод допускается, например, в случаях консервации земель (см. комментарий к ст. 14 ЗК РФ).
В соответствии с Положением о порядке проведения инвентаризации земель земли всех категорий, не используемые в сельскохозяйственном производстве, могут быть переданы в состав земель запаса.
В соответствии со ст. 13 Федерального закона «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» перевод земельного участка из состава земель запаса в другую категорию земель в зависимости от целей его дальнейшего использования осуществляется только после формирования в установленном порядке земельного участка, в отношении которого принимается акт о переводе земельного участка из состава земель запаса в другую категорию земель.
Как земли запаса перевести в другую категорию
Существует ряд ситуаций, побуждающих к изменению категории земли запаса:
Наиболее распространенная из них – нехватка места для строительства жилых объектов в крупных городах. А потому территории под застройку перемещаются к окрестностям, где чаще всего и располагаются земли запаса.
Изменение категории земель является непростым и длительным процессом. Над ним работают исключительно юристы с большим опытом и серьезной базой знаний в данной сфере.
Финальное решение относительно изменения категории принимают органы местного самоуправления или же органы государственной власти
Важно осознавать, что если у земель запаса меняется категория, то им присваивается новое целевое назначение, в рамках которого данные земли будут использоваться;
У многих городов РФ есть такая проблема, как нехватка свободного места под застройку
Это стимулирует инвесторов обращать внимание не земли запаса, сосредоточенные в пригороде. Они могут быть приобретенными и переоформленными по стоимости, размер которой будет ниже того, что составляет цену при изначальной покупке земли под жилую застройку
Однако присвоение категории земель требует обязательного соблюдения большого количества различных требований. Также нужно досконально изучить землю, чтобы ей была присвоена не только категория, но и целевое использование.
В соответствии с действующим законодательством, земли запаса могут быть переведены в следующие категории:
- Сельскохозяйственное назначение. Это земли, предназначенные для сельского хозяйства. Даже более, такая земля может стать местом сосредоточения хозяйственных дорог, коммуникаций, лесных насаждений, водных объектов, а также зданий для переработки и хранения сельхозпродукции;
- Земли населенных пунктов. Единственным назначением данных земель является застройка жилыми объектами;
- Земли промышленности. Такая земля располагается за пределами поселений. Участки используются соответствующими организациями для выполнения целей в рамках ведения промышленной деятельности (к примеру, под строительство производственных объектов);
- Земли лесного и водного фонда.
Процесс переведения земли запаса в другую категорию предполагает составление соответствующего ходатайства. В нем следует указать следующую информацию:
- Кадастровый номер участка;
- Нынешнюю категорию земель и ту, в которую предполагается переведение участка;
- Пояснение причин перевода.
Кроме ходатайства, нужно также приложить следующий пакет документов:
- Заявление о присвоении земельному участку новой категории;
- Документ, подтверждающий личность заявителя;
- Выписка из госкадастра земель о том, что участок находится на учете в категории земель запаса;
- Выписка из государственного реестра прав на имущество, подтверждающая отсутствие собственников участка;
- Заключение государственной экологической экспертизы.
Отметим, что заявитель может получить отказ в рассмотрении его заявления. Это может произойти в двух случаях:
- Если он считается ненадлежащим лицом для обращения с просьбой смены категории земель запаса;
- Если пакет документов или содержание данных бумаг не соответствует нормам и правилам, закрепленным в законе.
В случае отказа, заявитель получает соответствующий ответ в течение 30 рабочих дней. Если органы власти готовят акт об отказе в присвоении другой категории земельному участку из запаса, то он может быть обжалован в судебном порядке. Если же было принято положительное решение, то и в этом случае готовится акт, но уже о присвоении иной категории земле запаса.
В данном акте будут прописаны следующее сведения:
- Причина смены категории;
- Границы участка, его площадь и кадастровый номер;
- Старая и новая категория земель.
Заявитель получает данный акт не позднее 2-х недель после того, как было принято положительное решение. После получения акта, заявителю нужно обратиться в органы кадастра с целью внесения изменений в сведения об участке земли.
Процесс перевода земель в другую категорию
Изменение категории проходит почти одинаково, ряд особенностей обуславливается предыдущей категорий. Особенность земель запаса в предварительном формировании участка.
Что понимается под формированием участка?
- Кадастровые инженеры фиксируют границы участка;
- Составляется план расположения участка;
- Участок вносится в кадастр.
Услуги кадастровых инженеров не бесплатны и их оплачивает заинтересованное лицо, имеющее разрешение на оформление бумаг на права на конкретный участок.
Особенностью земель запаса – отсутствие согласования границ участка с другими собственниками.
В тоже время не разрешается формировать участки:
- На охраняемых территориях (земли, занятые водными объектами, лесами);
- Пересекающие границы территориальных образований (городов, поселков и т.д.).
Формирование участка не должно нарушать градостроительные регламенты, в частности, размеры участков, целевое использование и т.д.
Категорию меняют после подачи заявления и бумаг, к нему приложенных. Каково примерное содержание ходатайства?
- указание сведений из кадастрового паспорта;
- категории (первоначальная и желаемая);
- выписка из реестра об отсутствии правообладателя;
- копии паспорта;
- копия доверенности представителя и его паспорта;
- выписка из реестра об отсутствии прав на участок;
- материалы отправляются на проведение государственной экологической экспертизы.
Как правило, земли, передаваемые из запаса в качестве земельных участков, не существовали, нет ничего на них и заниматься вопросами изменения категории почти не приходится. Тем более, что земли запаса перед формированием участков получают решением органа государственной или муниципальной власти категорию. Решение принимается в виде акта.
Но, что, если приходиться заниматься изменением категории?
Заявление передается в нужный орган, который проверяет и заявление, и приобщенные бумаги.
Отказывают в принятии заявления, если:
- нет всех документов или они не соответствуют законодательству (выдал не полномочный орган, отсутствуют обязательные элементы);
- бумаги подало лицо, не имеющее на это право.
Наличие оснований отказать в ходатайстве обязывает госорган отослать ответ не позже 30 суток.
- Федеральное правительство принимает решение в срок – 3 месяца;
- Региональным властям отводится 2 месяца.
Решение об изменении категории излагается в акте.
- На основании чего принят акт (решение совета, собрания, думы или иного органа власти);
- Описываются размеры участка, адрес, кадастровый номер;
- Категория, которая была и категория, которая присвоена.
Акт носит постоянный характер, его нельзя принять на ограниченный отрезок времени.
Когда отказывают в перемене категорий?
- Ограничение, установленное федеральным законом;
- Нарушение градостроительного регламента местности (не соответствие категории планам дальнейшего развития);
- Негативные выводы экологической экспертизы.
Заинтересованный человек вправе жаловаться в суде, если считает отказ необоснованным и незаконным.
Если принимается решение в пользу изменения категории, сообщение направляется всем заинтересованным. Копия отправляется в органы кадастрового учета и регистрации прав на недвижимость.
Возникает вопрос: нужно ли менять бумаги, подтверждающие права на участок или нет?
В законе говорится, что действительность выданных ранее бумаг сохраняется. Достаточно приобщать копию акта или получить новый кадастровый паспорт. В новом паспорте будет вписано наименование новой категории.
Процесс изменения категории земель: пошаговая инструкция
Инициировать процедуру перевода имеет право собственник надела или землепользователь, которыми могут являться граждане, представители юридического лица (ЮЛ), индивидуальные предприниматели (ИП) или общины малых коренных народов России, а в отдельных случаях – компетентные органы государственной (муниципальной) власти. Пошаговая инструкция смены категории земель выглядит следующим образом (ст. 3 ФЗ 172):
Шаг 1. Подготовка пакета документов
Полный перечень документации содержит статья 2 ФЗ 172:
- Паспорт или иное удостоверение личности подателя ходатайства.
- Выписка, подтверждающая регистрацию ИП или ЮЛ (при необходимости).
- Выписка из ЕГРН – Единого государственного реестра недвижимости. При отсутствии у владельца (пользователя) бумажного экземпляра с печатью, запрос на получение направят исполнительные органы.
- Документы, подтверждающие приобретение права собственности на землю (договор купли-продажи, свидетельство о наследовании и прочее) или согласие от собственника, если участок эксплуатируется на праве пользования.
- Заключение экологической экспертизы.
Последний документ обязателен не для каждой категории недвижимости, а в условиях, определенных федеральными законами.
Шаг 2. Обратиться с заявлением (ходатайством)
В зависимости от принадлежности участка земли, с ходатайством следует обращаться в земельно-имущественный департамент регионального правительства или местного самоуправления.
Документ составляется в свободной форме или на бланке, утвержденном компетентными органами. Образец заполнения ходатайства можно найти на информационных стендах или на сайте ведомства, принимающего подобные заявления. При составлении нужно указать:
- кадастровый номер заявленного участка;
- права заявителя на землю;
- действующую категорию надела и категорию планируемого перевода;
- обосновать причину перевода в данную категорию.
Шаг 3. Принятие решения с составлением соответствующего акта
Принятое заявление рассматривается в течение 2 месяцев (в городских, муниципальных органах власти) или 3 месяцев (региональным правительством или Правительством РФ). Уведомление о переводе (отказе в переводе) земельного надела в иную категорию направляется заявителю в течение 2 недель с момента вынесения решения.
При положительном результате земельно-имущественным департаментом составляется акт о переводе земли в заявленную категорию. Оформлять заново прочую документацию на землю при этом не потребуется.
Шаг 4. Регистрация изменения категории
Копия акта направляется из местной (региональной) администрации в территориальный отдел Федеральной службы госрегистрации, кадастра и картографии (отдел Росреестра) в десятидневный срок со дня утверждения решения. Изменения вносятся в ЕГРН на основании этого акта (ст.5 ФЗ 172).
После постановки на регистрационный учет владелец участка может начать использование надела в соответствии с новым правовым статусом земли.
Мероприятия по охране земель
Охрана участков запаса – это комплекс действий, направленных на сохранение качества земель, повышение их продуктивности и плодородности. К мероприятиям по охране территорий можно отнести:
- защиту земель от эрозии, подтопления, заболачивания и другого негативного воздействия природного характера;
- действия по сохранению почв и их плодородности;
- защиту сельхозугодий от зарастания сорными растениями;
- ликвидацию последствий загрязнения, в том числе техногенного характера;
- разработку законодательных актов в сфере охраны земель.
Для этого создаются федеральные, региональные и местные программы, включающие в себя перечень обязательных мероприятий по обеспечению сохранности участков с учетом особенностей хозяйственной деятельности, природных и других условий.
Оценка состояния земель и эффективности охранных мероприятий проводится с учетом экологической экспертизы, санитарно-гигиенических и иных законодательных требований.
Подробная информация содержится «Правовая охрана земель».
Как земли запаса перевести в другую категорию земель
Под землями запаса подразумевают наделы, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, которые не могут принадлежать гражданам и юридическим лицам, так как числятся в резерве. Для начала эксплуатации таких земель нужно осуществить перевод их в другие категории, к примеру, сельскохозяйственных или промышленных наделов. Статусом участка определяется, что такие землевладения пока не причислены ни к одной распространенной категории.
Существуют некоторые моменты, определяющие участки, относящиеся к запасу:
- по документам такие земли являются государственными и муниципальными;
- наделы не могут быть оформлены на физическое или юридическое лицо;
- участок, которому присвоена такая категория, нельзя эксплуатировать, пока ему не присвоят иную категорию.
Учитывая вышеперечисленное, можно сделать вывод, что такие наделы никак не используются, а просто числятся в резерве. Законодатель предусмотрел определенный алгоритм переведения указанных землевладений из запаса в требуемую категорию для их последующей эксплуатации. Наделы, находящиеся в запасе, которые пока не переведены, могут предназначаться для исполнения работ, относящихся к кадастровым, геодезическим, поисковым, изыскательным и прочее.
Для присвоения наделу, числящемуся в запасе, новой категории, выносится соответствующий акт о ее присвоении. Согласно действующему законодательству, необходимо выполнить инвентаризацию участков резерва, и только после этого возможна смена категории.
Процедура перевода категорий регламентируется специальными правовыми документами. Есть закон, который прописывает причины и порядок такой замены.
В соответствии с ним, мероприятие производится в несколько шагов:
- выясните, к компетенции какого органа относится разрешение вопроса о замене целей землепользования;
- составьте ходатайство и соберите пакет документации;
- зарегистрируйте свои права с учетом произведенной смены целей пользования наделом.
Кадастровая информация не в каждом случае является исчерпывающей, и, при ее недостатке, она получается из правоустанавливающих документов. Раньше положения закона попросту изменялись и субъекты земельных правоотношений сталкивались с серьезными затруднениями и недостатком сведений.
Выступление с инициативой уточнения категорий земель возлагается на собственников и владельцев недвижимости, а после этого властные структуры уже принимают решение. При наличии расхождений данных кадастра со сведениями, зафиксированными документацией, преимущество имеется у последней, в случаях, если она оформлена после 05 января 2005 года.
Если нужную информацию не отражает ни свидетельство, ни акт на землевладение, ни кадастр, муниципальными органами осуществляется принятие решения о целях землепользования. Запись в кадастр вносится на бесплатной основе, а регистрация изменений предусматривает оплату госпошлины.
В отношении изменений категории при неимении деления государственных землевладений установлено следующее:
- определение изменений категории московских и питерских участков, а также их границ в связи со сменой, входит в компетенцию федерального правительства;
- переведение резервных наделов в другие категории, направленное на выполнение общегосударственных целей, осуществляет федеральное правительство;
- в остальных обстоятельствах переход участков, отведенных в запас, происходит при помощи региональных и местных властей, в зависимости от порядка распределения их полномочий.
Органами региональной власти может предоставляться такое правомочие муниципальным органам. Перевод участков, входящих в состав городских округов, районных или населенных пунктов, исполняется органами местной власти, которые функционируют на их территории, за исключением ситуаций, когда наделы относились к территориальным образованиям до 05 января 2005 года.
Помните, что замена категории городских и поселковых земель происходит только по решению, принимаемому органами власти, землевладельцы и собственники в процессе участия не принимают. Перечисленные положения относятся к регионам, где отсутствует разделение землевладений центрального правительства и региональных властей, что касается и муниципальных властных структур.
При наличии разграничения, соответствующие земельные вопросы разрешаются самостоятельно на каждом уровне власти.
Порядок использования земель запаса
Как уже говорилось выше, использование земель запаса может осуществляться как с переводом в другую категорию, так и без такового.
Если речь идет об использовании без перевода, то в этом случае осуществление эксплуатации этого ресурса возможно только в трех перечисленных случаях. В остальных придётся переводить земли в другие категории в соответствии с целями их возможного использования.
Порядок перевода для каждой категории зафиксирован на уровне федерального законодательства.
Перевод земель запаса в другие целевые категории возможен только в исключительных случаях, установленных на уровне федерального законодательства. К таким исключительным случаям будут относиться:
- Необходимость создания территорий с особым режимом эксплуатации и охраны (например, природные парки или заповедники);
- Необходимость изменения существующих территориальных границ субъектов Федерации или муниципальных образований, а также выделения новых административных образований;
- Потребность в осуществлении консервации имеющихся земель ввиду их износа (например, снижения плодородия существующих сельскохозяйственных площадей);
- Необходимость возведения объектов инженерной инфраструктуры, социально-культурного и бытового назначения (строительство дорог, ресурсоснабжающих предприятий, например, водозаборов, школ или больниц и т.д.);
- Обеспечение безопасности государства и его границ (строительство новой военной части или комплекса оборонительных сооружений вблизи границ государства);
- Разработка новых месторождений полезных ископаемых с последующей организацией их добычи.
Этот перечень является исчерпывающим на данный момент, и его изменение возможно только вместе с изменением законодательства.
Порядок перевода земель из категории земель запаса в любую другую определяется Федеральным законом “О переводе земель или земельного участка из одной категории в другую”. В рамках этого закона подробно регламентирован алгоритм осуществления такой процедуры:
- Первым этапом будет подача соответствующего прошения, именуемого в законе ходатайством, об изменении категории земель. Уровень подачи такого ходатайства определяется уровнем принадлежности земельного участка государству, субъекту или муниципальному образованию (если участок принадлежит государству — прошение подается в Правительство РФ, если субъекту — в исполнительный орган на региональном уровне, муниципальному образованию — в ответственный орган на муниципальном уровне);
- На втором этапе необходимо подготовить все требуемые документы для подтверждения правомерности просьбы о переводе участка из одной категории в другую (кадастровые документы, а также документы, подтверждающие возможность использования участка в конкретных целях);
- На третьем этапе, после проведённой проверки, осуществляется вынесение соответствующего постановления о разрешении перевода земли из категории запаса в заявленную или о невозможности такого действия.
Земли, принадлежащие к категории земель запаса, являются особым объектом в сфере земельных правоотношений, так как до своего перевода в другую категорию не могут эксплуатироваться, а также не могут быть переданы в собственность физическим или юридическим лицам. Однако, если процедура перевода в другую категорию осуществлена, участок может использоваться в зависимости от его нового целевого назначения.