Что такое договор оперативного управления недвижимым имуществом?

Содержание договора доверительного управления имуществом

  • осуществляет правомочия собственника в отношении имущества, переданного в доверительное управление (распоряжение — в случаях, предусмотренных договором доверительного управления);
  • представлять учредителю управления и выгодоприобретателю отчет о своей деятельности в сроки и в порядке, которые установлены договором доверительного управления имуществом;
  • действуя от своего имени, обязательно указывать, что он является управляющим (устно или отметкой «Д.У.» при подписании письменных документов).

Доверительный управляющий вправе:

  1. требовать вознаграждение, предусмотренное договором доверительного управления имуществом, а также на возмещение необходимых расходов, произведенных им при доверительном управлении имуществом, за счет доходов от использования этого имущества.

Исполнение и прекращение договора доверительного управления имуществом

Имущество (в т.ч. обремененное залогом), переданное в доверительное управление, обособляется от другого имущества учредителя управления, а также от имущества доверительного управляющего, отражается у доверительного управляющего на отдельном балансе. Для расчетов по деятельности, связанной с доверительным управлением, открывается отдельный банковский счет. Распоряжение недвижимым имуществом доверительный управляющий осуществляет в случаях, предусмотренных договором доверительного управления.

Права, приобретенные доверительным управляющим в результате управления имуществом, включаются в состав этого имущества. Обязанности, возникшие в результате таких действий доверительного управляющего, исполняются за счет этого имущества.

Обращение взыскания по долгам учредителя управления на имущество, переданное им в доверительное управление, не допускается, за исключением несостоятельности (банкротства) этого лица.

  1. уполномочен на это договором доверительного управления имуществом, либо
  2. получил на это согласие учредителя в письменной форме, либо
  3. вынужден к этому в силу обстоятельств для обеспечения интересов учредителя управления или выгодоприобретателя и не имеет при этом возможности получить указания учредителя управления в разумный срок.

Доверительный управляющий отвечает за действия избранного им поверенного как за свои собственные.

Доверительный управляющий, не проявивший при доверительном управлении имуществом должной заботливости об интересах выгодоприобретателя или учредителя управления, возмещает выгодоприобретателю упущенную выгоду за время доверительного управления имуществом, а учредителю управления убытки, причиненные утратой или повреждением имущества, с учетом его естественного износа, а также упущенную выгоду.

Доверительный управляющий несет ответственность за причиненные убытки, если не докажет, что эти убытки произошли вследствие непреодолимой силы либо действий выгодоприобретателя или учредителя управления.

Стоимость и сроки предоставления услуги

Данная регистрационная услуга предоставляется бесплатно. Сроки выдачи свидетельства либо выписки из ЕГРП не отличаются от стандартной процедуры осуществления регистрационных действий – не более 10 рабочих суток с момента подачи заявки.

При этом некоторые области предоставляют возможность получить правоподтверждающие документы в более короткие сроки – от 5 до 7 суток.

Вместо данного документа оформляется соответствующая выписка из ЕГРП, обладающая аналогичной юридической силой. При этом имеющиеся у владельцев свидетельства о праве собственности не требуется заменять, так как они сохраняют прежнюю силу. Кроме этого, изменения не коснулись самого регистрационного процесса и стоимости государственных пошлин.

Передача недвижимости в ОУ

Недвижимое имущество закреплено за учреждениями или предприятиями их собственником. Чаще всего это госимущество. Поэтому решение о передаче принимает уполномоченный на распоряжение муниципальными объектами орган.

Решение может быть в виде акта, приказа или другого нормативного документа:

  1. После решения о закреплении объекта, нужно оформить документ о его фактической передаче — акт приёма-передачи.
  2. После этого имущество снимают с баланса муниципалитета и проходят процедуру его госрегистрации для оперативного управления.
  3. Учреждение или предприятие получает свидетельство установленного образца об успешно пройденной регистрации.

Отличие оперативного управления от безвозмездного пользования

Если говорить простыми словами, то на праве ОУ имущество закрепляется только государством. Если же происходит передача активов в безвозмездное пользование, то сделать это может любой субъект, который является его законным владельцем.

Учитывая участие государства, объекты, переданные в управление подлежат оценке, а также обязательному страхованию каждый год. Если происходит переоценка, то может быть оформлено дополнительное соглашение к договору. Государство полностью контролирует процесс распоряжения, что не происходит в случае, когда осуществляется безвозмездное использование другими собственниками.

Объем прав

Оперативное управление осуществляется в разных формах. Например, активы могут сдаваться в аренду, передаваться в залог, использоваться для достижения целей поставленных перед предприятиям (производства товаров, услуг и пр.).

В процессе осуществляется:

  • производственный или иной бизнес-процесс для реализации поставленных целей;
  • контроль за состоянием вверенных активов;
  • формирование ценовой политики, в том числе себестоимости продукции;
  • регулярные налоговые отчисления, выплата заработной платы;
  • работа с поставщиками и другими контрагентами.

Учреждения, созданные казенными предприятиями могут быть производственными, а также некоммерческими организациями. В ходе управления все субъекты осуществляют разные функции: ведут учет ценностей на складах, организуют работу персонала, контролируют качество выпускаемой продукции или услуг. Естественно, предприятия заключают договора, берут кредиты и осуществляют расчеты с контрагентами.

Оперативное распоряжение осуществляется в сфере затрат на производственный процесс, финансов, распоряжения запасами и ресурсами предприятия, закупки и расходования сырья и других товаров. Предприятия ведут строгий документооборот и отчитываются перед налоговыми и другими проверяющими структурами. Они могут участвовать в ассоциациях и других объединениях, создавать филиалы и другие структуры

Уставы крупных субъектов могут утверждаться Правительством РФ и могут содержать дополнительные условия реализации прав. На предприятиях создаются фонды целевого назначения, а также резервные и другие фонды.

Процедурные вопросы юридического закрепления прав на имущество

Правовой статус недвижимого имущества и его изменения легитимны после процедуры государственной регистрации. Она совершается на основании постановления собственника о передаче обособленных от остального его имущества объектов в оперативное управление учреждению. Передаваемое имущество должно быть четко идентифицировано указанием кадастровых номеров, планами объектов недвижимости и земельных участков, технической документацией.

Стороны-участники сделки заключают договор или контракт, правила оформления которых установлены действующими нормами. Изменение правового статуса переданного имущества, возникновение у получателя прав собственности и полномочий по управлению им наступают после оформления государственной регистрации.

Регистрация проводится по адресу расположения имущества, а при передаче имущественных комплексов предприятий – по юридическому адресу учреждения-получателя права. Для регистрации учреждение направляет в регистрирующий орган заявление, акт собственника, пообъектный список имущества с указанием инвентарных номеров, остаточной и балансовой стоимости, начисленной амортизации и другие необходимые документы.

Право оперативного управления может передаваться на действующие имущественные комплексы, находящиеся в процессе реконструкции или строительства. Для объектов, не завершенных строительством, допускается совершение регистрации права собственности на недвижимость и передачи ее в оперативное управление одновременно.

Что такое право оперативного управления имуществом?

Далеко не каждая организация обладает имуществом для осуществления своей деятельности или ведения хозяйства. Учреждения и казённые федеральные предприятия могут получить некоторые объекты в ограниченное пользование с целью увеличения участия более широкого круга организаций в экономической сфере деятельности страны.

Право оперативного управления недвижимым имуществом подразумевает возможность использовать объекты, находящиеся в собственности государства, распоряжаться и владеть ими в пределах, установленных законодательством, согласно 296 статье ГК РФ, а именно по целевому назначению помещения и в соответствии с деятельностью учреждения.

К организациям, обладающим правом хозяйственного ведения и оперативного управления имуществом, относятся нижеприведённые:

  • жилищный фонд;
  • организации массовой культуры и спорта;
  • учебные заведения;
  • научно-просветительские учреждения;
  • имущественные комплексы по водо-, тепло-, газо- и электроснабжению;
  • медицинские учреждения;
  • и т. д.

Распоряжение недвижимостью происходит с разрешения владельца, то есть государственных органов или муниципалитета. При нарушении правил эксплуатации предоставленным помещением, нанесении ему ущерба или использовании здания не по назначению собственник имеет полное право изъять данное имущество у предприятия.

https://www.youtube.com/watch?v=ytcopyrightru

Недвижимость, которую возможно передать в оперативное управление, относится к следующим видам собственности:

  • муниципальной;
  • государственной;
  • принадлежащей частным организациям и лицам;
  • находящейся во владении сельских и городских образований.

Порядок реализации учреждением права оперативного управления имуществом регулируется Гражданским, Налоговым и Бюджетным кодексами РФ, а также федеральным законодательством и актами органов местного самоуправления. Характер деятельности предприятий, получивших от государства недвижимость, также регулируется владельцами имущества.

Оперативное управление имуществом – это, прежде всего, обладание и имуществом, переданным юридическому лицу, и использование его. Серьезно ограничивается распоряжение имуществом, т. е. наложен запрет на продажу, дарение, передачу в залог, передачу в уставной капитал.

Вправе ли владелец сдавать имущество в аренду? Ответ зависит от того, что написано в уставных документах и в договоре с собственником. Сделки с имуществом такого рода разрешено заключать с согласия представителя собственника.

В судебной практике отмечается право собственника изъять имущество, используемое не по назначению, либо являющееся излишним.

Казенные предприятия имеют наибольшие ограничения прав: всей совокупностью полученного от собственника имущества (движимого и недвижимого) они распоряжаются только с его согласия. К компетенции казенного предприятия относится самостоятельная реализация продукции и товаров, полученными от этого доходами оно может распоряжаться в порядке, установленном собственником.

В обычной практике этот означает, что часть доходов по нормативам направляется на производственное развитие и социальные нужды, а остальное перечисляется в бюджеты надлежащих уровней.Бюджетные и автономные предприятия, как и казенные, недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом распоряжаются с согласия собственника.

Автономные и частные предприятия законодательно наделены правами оказывать платные услуги. Допускается выполнение иных работ и услуг, характер которых не противоречит направлению деятельности предприятия и положениям уставных документов. Полученными доходами предприятие распоряжается самостоятельно, но в контексте целей, для которых оно создано.

Порядок заключения договора оперативного управления

Когда принято решение о передачи недвижимого имущества в оперативное управление, необходимо следовать определенным правилам, чтобы все было оформлено по закону. Рассмотрим пошаговую инструкцию такой передачи.

  1. Первое это достижение предварительной договоренности о передаче и принятии недвижимого имущества в оперативное управление. Она достигается между двумя юридическими лицами (муниципалитетом), ИП. По желанию объект может быть осмотрен, проведена его предварительная оценка.
  2. После того, как такая договоренность достигнута, стороны проверяют наличие арестов и других запретов на действия с имуществом, и, если таковых нет, готовят договор. О его обязательных реквизитах будет рассказано ниже.
  3. Следующий шаг — это подписание соглашения. Оно должно быть письменным, нотариальная регистрация не обязательна. В нем прописываются все права и обязанности сторон, порядок расторжения договора.
  4. После подписания соглашения, сторона передавшая имущество в оперативное управление, снимает его со своего баланса, а принявшая ставит на свой учет. Именно с этого момента нужно уведомить налоговую инспекцию, чтобы тому лицу, кто передал, не насчитывались налоги.
  5. Последний шаг состоит в том, что сторона принявшая объект в оперативное управление, обязана взять оригинал договора и отвезти его в специальную регистрационную службу, чтобы соглашение попало в специальный государственный реестр.

Когда следует подписывать дополнительное соглашение к договору аренды, ответ находится здесь.

Договор об оперативном управлении имуществом, должен иметь обязательные реквизиты, о которых и пойдет речь.

  1. Предмет соглашения. Это конкретный объект недвижимого имущества, который имеет индивидуальные признаки (материал, из которого он сооружен, квадратуру, а также находящиеся в нем пристройки, подсобные помещения и оборудование). Это в обязательном порядке нужно описать, и приложить техническую документацию.
  2. Цена договора. Как было указано выше, это безвозмездная передача имущества, поэтому никакой цены указано не будет.
  3. Права лица, которое передает имущество. В этих пунктах нужно четко прописать что, без его разрешения управителю запрещается передавать имущество в аренду, продавать, дарить, а также совершать с ним иные действия, кроме использования по назначению в своей хозяйственной деятельности. Также следует указать, что представители владельца имеют право доступа к имуществу в любое время, без каких-либо ограничений, для проверки технического состояния. Последнее, это пункты, содержащие возможность ремонта, и улучшения помещения.
  4. Права управителя. Эти пункты предусматривают использование помещения по назначению, проведение некоторого ремонта, в случае необходимости, а также иные действия по согласованию с владельцем.
  5. Обязанности собственника. Он обязан передать помещение на условиях договора, а также в том техническом состоянии, которое выявлено при проведении предварительного осмотра. Кроме этого он не должен препятствовать хозяйственной деятельности в этом помещении.
  6. Обязанности управителя. Такой субъект хозяйственной деятельности обязан содержать объект недвижимого имущества в надлежащем состоянии, умышленно не портить его товарную стоимость, уплачивать все обязательные налоги и взносы. Без разрешения собственника не передавать его в пользование и собственность третьих лиц.
  7. Форс мажорные обстоятельства. В принципе во всех договорах они стандартные, это отсутствие вины в случае повреждения имущества при стихийных бедствиях, а также иных непредвиденных обстоятельствах.

Договор оперативного управления.

После этого управитель получает право на распоряжение имуществом

Важно запомнить, что недвижимость переданная таким образом должна использоваться только по ее целевому назначению. Нарушение этого правила может привести к тому, что договор может быть разорван досрочно

Договор оперативного управления недвижимым имуществом между физлицом и ИП

Возлагается ли обязанность по уплате налога на доходы физических лиц на учредителя доверительного управления по месту его жительства (регистрации) либо доверительный управляющий может уплатить налог на доходы физических лиц по месту жительства учредителя доверительного управления с прямым указанием в договоре доверительного управления или в соответствии с отдельным поручением?

Имущественные отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность по договору доверительного управления имуществом, регламентируются ст. 1012-1026 ГК РФ. Несмотря на то что согласно ст. 1012 ГК РФ передача имущества в доверительное управление не влечет перехода права собственности на него к доверительному управляющему, в соответствии со ст.

Внимание

Условия договора доверительного управления имуществом Гражданский кодекс четко перечисляет те условия, которые обязательно следует отразить в тексте соглашения. Без согласования их сторонами договор доверительного управления имуществом считается попросту незаключенным.

Так, к существенным относятся условия:

  • об объектах, переходящих к управляющему (сложносоставное имущество передается по описи);
  • субъекте, в интересах которого будет осуществляться договор;
  • величине вознаграждения, которое собственник будет выплачивать управляющему (если вознаграждение не предполагается, то в тексте соглашения следует прямо указать на его безвозмездность);
  • сроке действия соглашения (максимально — 5 лет).

Остальные условия договора доверительного управления имуществом не носят обязательного характера.

Учредитель управления обязан предупредить Доверительного управляющего о том, что объект, передаваемый в доверительное управление, обременен залогом. В противном случае Доверительный управляющий вправе потребовать расторжения настоящего договора по основаниям п.2 ст.1019 ГК РФ и выплаты ему при этом причитающегося вознаграждения по этому договору за год.

В случае если доверительное управление представляет собой безвозмездный договор, вопрос ставится только лишь о расторжении договора, требование вознаграждения исключается. В пределах, предусмотренных законом, Доверительный управляющий осуществляет в отношении переданного в его управление имущества правомочия собственника.

Распоряжение недвижимым имуществом осуществляется Доверительным управляющим в соответствии с настоящим договором.

По всем вопросам, не нашедшим решения в условиях настоящего договора, но вытекающим из отношений сторон по нему, затрагивающих их имущественные интересы, стороны будут руководствоваться положениями действующего законодательства Российской Федерации. 28.

Если стороны не достигли согласия о приведении договора в соответствие с изменившимися обстоятельствами, по требованию заинтересованной стороны договор может быть изменен и/или дополнен по решению суда только при наличии условий, предусмотренных действующим законодательством.

Последствия изменения и/или дополнения настоящего договора определяются взаимным соглашением сторон или судом по требованию любой из сторон договора.

При передаче в доверительное управление имущества, обремененного залогом, право залогодержателя обратить взыскание на это имущество сохраняется. Учредитель управления обязан предупредить Доверительного управляющего о том, что объект, передаваемый в доверительное управление, обременен залогом.

В ситуации, когда в договоре он не указан, прибыль от использования объекта получает учредитель управления.По общему правилу доверительным управляющим может быть физлицо, имеющее статус ИП, либо коммерческая организация. Это правило вполне логично, так как деятельность управляющего является предпринимательской.

Цели и задачи

Есть несколько причин, для чего недвижимость переводят в оперативное управление.

Самое важное — это поддержка объектов в состоянии работоспособности. Бывает, какое-то здание давно стоит без дела, при этом местный консервный завод ютится в одноэтажном небольшом доме

В этом случае выгодно передать здание заводу, чтобы он его обслуживал и содержал в технически исправном состоянии.
Если речь идёт о недвижимости от собственника-частного лица, то он передаёт свою недвижимость в оперативное управление с одной целью — чтобы она стала «работать» и приносить деньги. Вопрос о функциональной пригодности уходит на второй план. Объект через некоторое время может вернуться владельцу: продавать, дарить или сдавать в аренду недвижимость в ОУ нельзя.

Директор предприятия, после получение права оперативного управления недвижимостью, ставит перед собой несколько задач — от их выполнения будут, в том числе зависеть его доходы и доходы работников.

  • У объектов должна быть своя структура: у предприятия, помимо здания, должно быть оборудование и транспорт, у школы — футбольное поле и спортивные тренажеры на улице.
  • Объекты должны быть рентабельными: если это производство — приносить доход и не покупать каждый год дорогостоящее оборудование, если школа — не делать каждый год ремонт в кабинете директора, без необходимости.
  • Вообще, затраты на содержание и эксплуатацию объектов при таком управлении необходимо снижать. Регулярно ухаживать и следить за оборудованием.

У каждого предприятия или казённого учреждения свои приоритеты по выполнению этих задач.

Что такое оперативное управление имуществом

Собственник может передать своё имущество в оперативное управление другому юридическому лицу, которое после заключения соответствующего договора получит право управления имуществом, но исключительно для выполнения задач и функций, указанных собственником. Таким образом, оперативное управление – это одна из форм ограниченного вещного права. Подобная практика применялась в нашей стране еще в 60-х гг. XX века. В наши дни составление договоров оперативного управления остается актуальным, поскольку передача в оперативное управление различного имущества позволяет вовлекать в хозяйственные процессы большее число организаций. При этом благодаря делегированию прав управления имуществом его собственник может наладить более эффективное использование своих мощностей.

Заключение.

Как показывает судебная практика, проблема с возвратом имущества в казну существует: государственные органы препятствуют этому процессу. Обычно судебным тяжбам предшествуют неоднократные попытки учреждений передать неиспользуемое имущество иным структурам в оперативное управление или пользование. И лишь длительное непринятие имущества в казну служит основанием для подачи иска в арбитражный суд (постановления АС УО от 25.09.2017 по делу № А76-30634/2016, от 14.09.2017 по делу № А76-30631/2016).

«О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав».

В свете рассматриваемой проблемы ключевым фактором является вещное право, а не организационно-правовая форма балансодержателя. Поэтому в статье для полноты картины в качестве примеров приведены разные судебные акты, в которых балансодержатели (не обязательно автономные учреждения) настаивали на возврате в казну имущества, находящегося в оперативном управлении.

Положение о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утв. Постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 № 432.

Утверждена Постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 № 327.

Поделитесь в социальных сетях:vKontakteFacebookTwitter
Напишите комментарий