Процедура изъятия земельного участка для муниципальных нужд

КОГДА МОГУТ ИЗЪЯТЬ ЗЕМЕЛЬНЫЙ УЧАСТОК?

В России идут земельные преобразования, и важно, чтобы уникальные природные ресурсы, богатейшая земля России использовались на благо каждого жителя нашей страны. В современных условиях государственный контроль (надзор) за рациональным использованием земель приобретает все большее значение

Законодательство о земельной реформе предоставляет собственникам, землевладельцам, землепользователям, арендаторам широкие права по самостоятельному хозяйствованию на земле. В то же время такая деятельность не должна, как указано встатье 36 Конституции РФ, наносить ущерб окружающей природной среде и нарушать права и законные интересы иных лиц, а также государства

В современных условиях государственный контроль (надзор) за рациональным использованием земель приобретает все большее значение. Законодательство о земельной реформе предоставляет собственникам, землевладельцам, землепользователям, арендаторам широкие права по самостоятельному хозяйствованию на земле. В то же время такая деятельность не должна, как указано встатье 36 Конституции РФ, наносить ущерб окружающей природной среде и нарушать права и законные интересы иных лиц, а также государства.

Одним из ключевых посланий выступления президента России перед Федеральным собранием в декабре 2015 года было необходимость существенных реформ в АПК страны. В частности, президент заявил, что в следующую пятилетку необходимо полностью заместить импортные продукты сельского хозяйства теми, которые произведены в России. Для этого одной из мер предусмотрено отобрать (изъять) неиспользуемые земельные участки у нерадивых собственников и передать их тем, кто может землю обработать.

Для одних это послание стало поводом для серьезного беспокойства. Другие хорошо знают законодательство и необходимые в нем «лазейки» для защиты своих интересов. А третьи не обратили на него внимания и не знают, что их ждет в будущем.

В своем выступлении президент поручил Федеральному собранию до лета-осени 2016 года разработать новую нормативную базу для регулирования рынка сельхозземель. А инициативные депутаты из аграрного комитета заявили, что уже готовы представить предложения по этому поводу.

В данной статье также будут рассмотрены возможные новшества, которые помогут правительству ускорить и сделать более масштабным процесс изъятия «гулевых» земель.

Случаи изъятия земельных участков

Уже сама фраза«изъятие земельных участков»звучит неприятно, не сулит ничего хорошего для граждан. Но как показывает практика – в современных рыночных отношениях есть место этому понятию. К сожалению, без принудительного или по соглашению сторон изъятия земельных участков сегодня также нельзя обойтись.

Рассмотрим 4 ситуации, когда в Российской Федерации по закону предусмотрена возможность изъятия земли у собственников и других правообладателей: (см. таблицу).

Компенсация за изъятие земли

Принудительное отчуждение имущества производится только при условии предварительного и равноценного возмещения.

На материальное возмещение при изъятии претендуют не только собственники, но и правообладатели, владеющим такими землями на правах аренды, безвозмездного пользования, бессрочного пользования или пожизненного владения. Компенсация выплачивается за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы РФ.

Выкупная цена изымаемого участка выявляется, исходя из результатов проведенной оценки. Сумма компенсации становится известной не позднее, чем за 60 дней до направления правообладателю земельного участка соглашения об изъятии.

В размер возмещения входят:

  • рыночная стоимость земельной территории или рыночная стоимость иных прав на участок, подлежащих прекращению в связи с отчуждением;
  • убытки, причиненные правообладателю или убытки в связи с невозможностью исполнения владельцем обязательств перед третьими лицами (например, по договору аренды);
  • упущенная выгода. Если на подлежащих отчуждению участках расположен многоквартирный комплекс, то правообладателям жилья предоставляется аналогичное помещение на основании договора социального найма.

Обоснование изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд

Земельные участки могут быть изъяты у пользователя по нескольким основаниям. Различаются такие виды изъятия, как:

  • конфискация – принудительное отчуждение;
  • реквизиция – отчуждение территории в связи с чрезвычайными обстоятельствами;
  • принудительное изъятие вследствие недобросовестной эксплуатации;
  • изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд.
  • выполнение международных договорных обязательств;
  • строительство или восстановление зданий и объектов государственного или местного значения;
  • расширение территорий, в отношении которых применяются особо охранные меры;
  • при наличии лицензии о недропользовании;
  • в связи с оформлением акта об аварийности постройки и ее сносе.

Такое решение выносится только в том случае, когда соблюдаются условия изъятия, установленные в ст. 56.3 ЗК РФ. К таковым следует отнести:

Внимание. Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться с юристом по телефону: 8 800 350-83-46 по все России

Звонки принимаются круглосуточно.

  1. Наличие официальных документов, подтверждающих необходимость проведения работ по строительству или реконструкции объектов и сооружений.
  2. Принятие решения об изъятии не позднее чем через три года после утверждения генплана застройки.
  3. Наличие официального акта уполномоченного органа либо ходатайства об изъятии территории, которое подала соответствующая организация.
  4. Изъятие земельного участка, вследствие которого прекратится право постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения, а также аренды земель состоящих в госсобственности или распоряжении городской управы производится при любой форме собственности на данный участок.
  5. Разрешается отчуждение земель одного субъекта для нужд другого региона, если это действие предусмотрено актами территориального планирования того края или области, где располагаются земли.

Решение по изъятию земельных участков для государственных и муниципальных нужд

Порядок изъятия земельного участка для муниципальных нужд предусматривает принятие соответствующего решения. Как правило, такой акт оформляют федеральные органы, которые уполномочены решать данные вопросы. В некоторых случаях эту роль выполняет городская администрация.

Земельным кодексом предусмотрены два основания для вынесения акта об изъятии:

  1. По собственной инициативе муниципалитета или гос. органов.
  2. На основе ходатайства, которое подают компании (естественные монополии, недропользователи) в связи с необходимостью изъятия земель.

Ходатайство подается на один или несколько земельных участков, в нем должна быть указана цель отчуждения земель.

Требования к изымаемым землям

Изъяты могут быть земли, состоящие в собственности или пользовании граждан, юридических лиц и даже федеральные участки земли (за исключением тех территорий, которые предоставлены федеральным бюджетным учреждениям, выполняющим управление особо охраняемыми природными зонами).

Заключение

В итоге можно сделать ряд выводов:

  1. Существуют различные способы отчуждения земель: конфискация, реквизиция, отчуждение для нужд государства и муниципалитета.
  2. Основаниями для осуществления такой процедуры являются положения и обстоятельства, оговоренные в земельном законодательстве.
  3. Изъятие должно проводиться только в установленном законом порядке.
  4. Процедура изъятия предусматривает оформление официального решения, которое будет действительно не более трех лет. Срок принятия данного документа может составить более полугода.
  5. Некоторые земли не могут подлежать изъятию.

Вам будут полезны следующие статьи:

  1. Ходатайство об изъятии земельных участков
  2. Порядок выявления лиц, земля которых подлежит изъятию
  3. Решение об изъятии
  4. Возмещение в связи с изъятием земельного участка

Внимание. Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться с юристом по телефону: 8 800 350-83-46 по все России

Звонки принимаются круглосуточно.

Как уполномоченный орган определяет собственника участка, который планируется изъять?

Уполномоченный орган получает сведения о собственнике участка из ЕГРН, после чего ему сообщают об изъятии. Если такой информации в ЕГРН нет, то чиновники проверяют информацию о наличии зарегистрированных прав на объекты недвижимости на участке. Если и этих данных нет, то уполномоченный орган проводит мероприятия по выявлению владельца участка (ст. 56.5 ЗК РФ): изучаются госархивы, в которых может храниться информация о собственнике; сообщения о планируемом изъятии публикуются по месту нахождения участка, на сайте уполномоченного органа, на информационных щитах в границах населенного пункта, на территории которого расположен участок.

Собственники и правообладатели недвижимости, права которых не зарегистрированы в ЕГРН (например, арендаторы, землевладельцы и др.), в течение 60 дней со дня опубликования сообщения об изъятии подают заявления в уполномоченный орган об учете их прав или обременений на участки (п. 8 ст. 56.5 ЗК РФ). Это нужно для того, чтобы их права были учтены надлежащим образом.

Изъятие земли: постановление

В течение 60 дней принимается вердикт относительно изъятия земельного надела. Такой вердикт содержит:

  • указание на причину для подобного изъятия;
  • указание на собственника, у которого изъята земля;
  • указание размера земли и номера по кадастру.

В течение семи дней с момента принятия решения о земельном изъятии орган государственной власти обязан направить в адрес определённых учреждений копию вердикта о том, что бывший земельный собственник больше не владеет правами на неё.

Напоминаем, что даже если Вы досконально изучите все данные, находящиеся в открытом доступе, это не заменит Вам опыта профессиональных юристов! Чтобы получить подробную бесплатную консультацию и максимально надежно решить Ваш вопрос — Вы можете обратиться к специалистам через онлайн-форму.

Особенности временного изъятия ЗУ

Некоторые виды работ допускают временное изъятие земель с последующим возвращением. Они применяются, когда в целом проведение работ:

  1. не нарушает экологию территории;
  2. создаёт временные сооружения;
  3. не наносит порчу почве;
  4. возвращает ЗУ в изначальном виде;
  5. использует ЗУ короткий срок, не превышающий 3 лет.

Алгоритм изъятия аналогичен, но выкупа в данном случае не происходит, так как не возникает правовых оснований, допускающих постоянное использование со стороны государства или муниципалитета. Соответственно, сумма компенсации существенно уменьшается.

Нередко в таких случаях органы власти оформляют земли под публичный сервитут, который в принципе не возмещается. Однако граждане вправе затребовать во временное пользование другие земельные участки, которые могут вернуть в назначенный срок.

Государственные органы, которые могут изъять землю

Порядок изъятия земельных наделов устанавливается текстом Гл. 7.1 ЗК РФ. Государственными органами, принимающими вердикт о факте изъятия, являются:

  1. Уполномоченный федеральных органов исполнительной власти: цель – недропользование (изъятие земли для нужд всей страны).
  2. Исполнительные органы государства субъекта РФ (при изъятии земли под региональные нужды). Это строительство региональных объектов, ведение работ по недропользованию местного уровня значимости.
  3. Местное самоуправление – для использования земли, с целью строительства на ней объектов местной значимости.

Любой процесс изъятия земли происходит на основании вердикта уполномоченных органов исполнительной власти (или местного самоуправления), который принимается:

  • на основании их собственной инициативы;
  • на основании ходатайства об изъятии земли, которое подала организация, указанная в п.1, ст.№ 56.4 ЗК РФ (это может быть естественная монополия, пользователи земельных недр).

Подать ходатайство об изъятии земельного надела могут:

  1. Компании, которые владеют правом на ходатайство об изъятии земли у собственника с целью использования её для нужд федерального уровня (Постановление Правительства РФ от 2015г., № 442).
  2. Государственная власть, изымающая участок с целью:
  • исполнения международного соглашения;
  • осуществления строительных и реконструкционных работ объектов государственной значимости.
  1. Предприятие государственного значения – для размещения на изъятой земле объектов федеральной (региональной) значимости, предусмотренной инвестиционной программой.

Что вам делать сейчас

Если ваш участок действительно решат изъять, посмотрите, какую цену вам предложат. Сравните с рыночной ценой и решите, честная ли это компенсация. Примерную рыночную стоимость вы можете посчитать самостоятельно, проанализировав стоимость аналогичных участков и домов. Или обратитесь за помощью в агентство недвижимости: многие оказывают такую услугу бесплатно или за небольшие деньги.

Сразу тратиться на экспертизу не стоит: вдруг удастся договориться и решить дело миром. Но если государство на контакт не пойдет, вы можете отстоять свои интересы в суде. Кстати, если соседи тоже решат обратиться в суд, можете подать коллективный иск.

Пока у вас нет точной информации, будут сносить ваш дом или нет, можно не делать расчеты: ситуация на рынке недвижимости может измениться внезапно и сильно. Получится, что вы впустую потратите время, а может, и деньги.

Что делать правообладателю, если размер возмещения оказался меньше положенного?

В таком случае правообладатель может обратиться в суд. Суды нередко признают подготовленные по заказу госоргана отчеты об оценке ненадлежащим доказательством размера возмещения1. В результате суд назначает экспертизу, чтобы определить действительную рыночную стоимость изымаемого участка.

1. Оценщики при подготовке отчетов об оценке имущества зачастую руководствуются сравнительным методом. То есть подбирают аналогичные изымаемым объекты и по ним определяют размер возмещения. Однако стоимость похожих объектов недвижимости может существенно отличаться от стоимости изымаемых объектов.

В декабре 2016 г. Арбитражный суд Северо-Кавказского округа вынес постановление, в котором указал на необязательность ссылки в экспертном заключении на стоимость объектов-аналогов, расположенных на территории изъятия – в районе строительства Крымского моста. В этом месте фактически отсутствует свободный рынок земельных участков в связи с наличием гарантированного спроса со стороны государства. Суд счел, что Российская Федерация, выступая покупателем участков для строительства автодороги, приобретает их в силу разработанной проектной документации, т.е. не может отказаться от их покупки. Сложившиеся условия способствуют искусственному завышению стоимости участков в районе изъятия2.

2. Другой ошибкой оценщиков может являться неверное определение цели использования участка. Например, в деле, рассмотренном Арбитражным судом Поволжского округа, эксперт-оценщик в рамках судебной экспертизы определил рыночную стоимость изымаемого участка, исходя из того, что он предназначался для размещения на нем автомобильной дороги. Но суд не принял отчет оценщика. Он указал, что имущественные потери рассчитываются исходя из тех целей использования участка, которые были актуальны для собственника до заключения соглашения об изъятии. В рассмотренном судом деле целью являлось ведение сельского хозяйства. Понятно, что рыночная стоимость такого участка будет существенно отличаться от стоимости аналогичного участка, который планируется использовать для размещения автомобильной дороги3.

При оспаривании отчета об оценке имущества собственники изымаемых участков могут обратиться к вопросу № 8 Обзора судебной практики Верховного Суда № 1, утвержденного Президиумом ВС РФ 24 декабря 2014 г. В нем указано, что в случае наличия разногласий между органом власти и собственником при определении рыночной стоимости изымаемого участка необходимо руководствоваться тем видом разрешенного использования, который был установлен до начала процедуры изъятия.

3. Еще одна ошибка оценщиков часто заключается в том, что они не учитывают фактическое использование изымаемых объектов, а руководствуются лишь информацией, указанной в правоустанавливающих или правоподтверждающих документах.

В качестве примера можно привести дело, дошедшее до Верховного Суда РФ. В связи со строительством мостового перехода «Фрунзенский» через реку Самару у индивидуального предпринимателя по решению Арбитражного суда Самарской области было изъято 13 земельных участков (вид разрешенного использования – «под гаражи») и 13 находящихся на них строений (гаражи, автосалон и магазин автозапчастей). На основании проведенных экспертиз было определено возмещение – 24 537 847 руб. В дальнейшем Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд изменил принятое решение, снизив размер возмещения до 6 431 493 руб. также на основании материалов проведенных экспертиз. Верховный Суд счел неверным определенный судами размер возмещения. Он указал, что нижестоящие суды не учли цели использования строений и не включили в размер возмещения расходы на реконструкцию гаражей и превращение их в автосалон и магазин автозапчастей. Верховный Суд признал, что при определении размера возмещения за объекты недвижимости на изымаемом участке необходимо учитывать фактическое использование этих объектов, а не только информацию из ЕГРН о виде разрешенного использования4.

Придется ли уплатить налог после получения возмещения за изъятие недвижимости?

Отвечая на данный вопрос, следует отдельно рассмотреть налог на доходы физических лиц и налог на прибыль организаций.

При определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им в денежной и натуральной формах или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со ст. 212 НК РФ (п. 1 ст. 210 НК РФ). Таким образом, возмещение, полученное бывшим правообладателем-физлицом, будет квалифицировано как налогооблагаемый доход.

При определении размера налоговой базы в соответствии с п. 3 ст. 210 НК РФ налогоплательщик имеет право на получение имущественного налогового вычета в размере выкупной стоимости земельного участка и расположенного на нем объекта недвижимого имущества, полученной налогоплательщиком в денежной или натуральной форме, в случае изъятия имущества для государственных или муниципальных нужд (подп. 2 п. 1 ст. 220 НК РФ).

Следовательно, при изъятии у физического лица недвижимого имущества ему предоставляется имущественный налоговый вычет в размере стоимости такого имущества. Данный вывод также следует из Письма Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 16 августа 2019 г. № 03-04-05/62394 «О предоставлении имущественного налогового вычета при изъятии у физического лица недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд». Но нужно помнить, что имущественный вычет предоставляется при подаче налогоплательщиком декларации в налоговый орган не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Что касается налога на прибыль организаций, то здесь ситуация неоднозначная.

С одной стороны, Минфин указывает, что при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд он и расположенные на нем объекты переходят в государственную или муниципальную собственность (п. 4 ст. 56.11 ЗК РФ). При этом права собственности на землю и расположенные на ней объекты у прежнего владельца прекращаются (п. 2, 3 ст. 239.2, подп. 1, п. 2 ст. 279 ГК РФ). Следовательно, для целей налогообложения переход права собственности признается реализацией, а средства, полученные бывшим собственником, следует учитывать в составе доходов от реализации. При этом организации вправе уменьшить полученный доход на сумму расходов, связанных с приобретением изъятых объектов недвижимости. Указанный подход отражен, например, в Письме Минфина России от 9 апреля 2018 г. № 03-03-06/1/23095.

С другой стороны, суды не всегда поддерживают позицию, изложенную Минфином. Зачастую арбитры полагают, что при изъятии имущества для государственных или муниципальных нужд дохода, учитываемого при исчислении налога на прибыль, не возникает6. Логика судов заключается в том, что взимание налога на прибыль с суммы компенсации за изъятый земельный участок нарушало бы принцип полного возмещения, определенный законодателем для таких случаев. Поэтому суммы возмещения не подлежат включению в налоговую базу при исчислении налога на прибыль.

Позиция судов выглядит более чем здравой. Если у вас изъяли земельный участок и предоставили компенсацию в размере его рыночной стоимости, то после ее обложения налогом у вас останется в денежном выражении меньше, чем было до изъятия. И это нарушает ваши права. Вот только если налоговики не согласятся с вашими доводами и сошлются на позицию Минфина, то восстановить нарушенные права можно будет только в суде.

Размер компенсации

Изымаемое имущество могут компенсировать деньгами или другой недвижимостью. Обмен возможен, только если вы на него согласитесь. Если предпочитаете получить деньги, настаивайте на таком варианте компенсации.

Поскольку государство выкупает у вас землю, оно должно определить сумму, которую вам заплатит, — цену выкупа.

Цена выкупа включает в себя:

  1. Рыночную стоимость земельного участка.
  2. Рыночную стоимость расположенного на участке недвижимого имущества — жилого и нежилого.
  3. Убытки в связи с изъятием земельного участка.

Рыночная стоимость определяется при помощи оценки. Даже если госорган и собственник готовы договориться о цене самостоятельно, привлекать оценщика все равно придется. На компенсацию пойдут бюджетные деньги, и должно быть веское обоснование ее суммы.

Убытки — это расходы, которые понесет собственник из-за изъятия имущества, и неполученные доходы, которые собственник получил бы, если бы землю не изъяли. Расходы на юридическом языке называются реальным ущербом, неполученные доходы — упущенной выгодой.

Например, если у вас на участке есть многолетние насаждения, хозяйственные постройки, скважина, их тоже должны оценить и включить в выкупную цену. Расходы, которые вам придется понести в связи с переездом, тоже относятся к убыткам, и государство должно их компенсировать.

Государство не компенсирует стоимость недвижимости, которая не соответствует целевому назначению земельного участка. Например, если на участке, предназначенном для создания и развития личных подсобных хозяйств, построить гостиницу или автомойку — это нецелевое использование земли. Стоимость таких построек не войдет в компенсацию.

Также в компенсацию не войдут постройки, которые начали строить после уведомления об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд.

Поделитесь в социальных сетях:vKontakteFacebookTwitter
Напишите комментарий