Социальное ведомство допустило ошибку

Для начала мы обратимся к Хартии Европейского Союза об основных правах. В этом документе публично-правового характера Европейский парламент, Европейский совет и Европейская комиссия провозгласили основные права граждан, проживающих в государствах Европейского Союза. Так, статья 34 Хартии закрепляет право граждан на социальное обеспечение и социальную помощь: «Союз признаёт и уважает право на доступ к системе пособий по социальному обеспечению и к социальным услугам, гарантирующим защиту в таких случаях, как беременность и рождение ребёнка, болезнь, несчастные случаи на рабочем месте, нахождение на иждивении или старость, а также в случае потери работы, согласно с правилами, установленными коммунитарным правом, национальным законодательством и обычаями. Каждый человек, проживающий и перемещающийся на законных основаниях в пределах Союза, обладает правом на пособия по социальному обеспечению и на меры социальной поддержки… В целях борьбы против социального исключения и бедности в соответствии с правилами, установленными коммунитарным правом, национальным законодательством и обычаями, Союз признаёт и уважает право на социальную помощь и на помощь в обеспечении жильём, призванных обеспечить достойное существование всем тем, кто не располагает достаточными средствами».

Также нашим читателям полезно знать содержание статьи 47 Хартии Европейского Союза об основных правах: «Каждое лицо, чьи субъективные права и свободы, гарантированные правом Союза, были нарушены, управомочено на эффективное обжалование в суд при соблюдении условий, предусмотренных в настоящей статье. Каждое лицо имеет право на справедливое, публичное рассмотрение дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, который предварительно учреждён законом. Каждое лицо может пользоваться услугами адвоката, защищать себя и иметь представителя. Тем, кто не располагает достаточными средствами, предоставляется юрисдикционная помощь в той мере, в которой данная помощь необходима для обеспечения эффективного доступа к правосудию».

Мы не случайно привели содержание именно этих статей Хартии, так как речь пойдёт именно о том, какая социальная помощь предоставляется малоимущим гражданам в Германии, и как могут поступать эти граждане в том случае, если у финансового ведомства возникли к ним претензии.

И так, государственная социальная помощь – это гарантированный государством прожиточный минимум, который выплачивается гражданам, оказавшимся в тяжёлой материальной ситуации. Вопросы, регулирующие права и обязанности, как получателей социальной помощи, так и социального ведомства, виды предоставляемой помощи, порядок и условия предоставления социальной помощи регулируются различными законными и подзаконными актами. Основным из законных нормативных актов можно назвать Закон «О социальной помощи» (Bundessozialhilfegesetz – BSHG) и Книгу социальных законов (Sozialgesetzbuch – SGB). В соответствии с §1 BSHG в Германии система социальной помощи предоставляет пособия при наличии нуждаемости во всех случаях, не охваченных какой-либо из существующих систем, либо тем, кто не имеет права на получение пособий по таким системам.

Предоставление помощи для удовлетворения жизненных потребностей регулируется §§ 11-26 BSHG. Согласно указанным нормам «жизненная потребность» складывается из следующих слагаемых: ставки для главы семьи и для всех её членов; дополнительных выплат для лиц, старше 65 лет, для будущих матерей с 13-ой недели беременности, родителей-одиночек; выплат по индивидуальным потребностям лиц, которые не в состоянии обслуживать себя сами; оплаты жилья – арендной платы и расходов на его содержание; взносов на страхование здоровья (Krankenversicherung) и страхование от ответственности за причинённый ущерб (Haftpflichtversicherung).

К нам в адвокатскую канцелярию обратилась женщина – назовём клиентку Татьяна – со следующей проблемой. Клиентка со своим супругом и сыном приехала в Германию несколько лет назад. Они с мужем не могли найти нормальную работу (под словом «нормальную» здесь подразумевается работа, которая могла бы обеспечить семье достойное существование и не зависеть от помощи государства). Семья получала социальную помощь ALG II, куда входит пособие на обеспечение жизненных потребностей всей семьи, оплата аренды жилья и его содержание. Сын закончил школу и в 2012 году пошёл служить в армию по контракту на 4 года, но с регистрационного учёта по месту жительства родителей не снялся. Клиентка сообщила о данном обстоятельстве в социальное ведомство. Ведомство приняло сообщение к сведению и сделало перерасчёт, исключив сына из решения о предоставлении пособия. Теперь Татьяна с супругом получали пособие на двоих. Квартирная плата также была поделена на двоих и выплачивалась в полном объёме.

В 2015 году социальное ведомство вдруг «спохватилось» и решило, что семье Татьяны были выплачены лишние суммы. Татьяна получила письмо, в котором ведомство указало, что Татьяна и её муж ввели его в заблуждение, не сообщив, что их сын зарегистрирован в их квартире. В связи с этим ведомство в течение всех этих лет выплачивало им излишние деньги, которые их сын должен был оплачивать самостоятельно. И теперь они должны вернуть ведомству эти деньги, т.е. 1/3 от той суммы, которая была им выплачена за аренду жилья и его содержание за все эти годы. Причём, вернуть немедленно.

Клиентка не знала, как поступить и обратилась к адвокату. Адвокат направил в социальное ведомство уведомление о том, что он представляет интересы своей клиентки и ходатайствовал о предоставлении материалов дела. А также сообщил о том, что ответ его клиентка предоставит после ознакомления адвоката с материалами дела.

Получив акты и ознакомившись с ними, адвокат подготовил и направил в социальное ведомство от имени своей клиентки возражения, указав, что его клиентка и её муж надлежащим образом уведомило социальное ведомство о том, что их сын ушёл служить в армию по контракту, что подтверждено документами, имеющимися в материалах дела. Сын клиентки остался зарегистрированным в квартире, где проживают его родители, формально. Фактически он там не проживает. Он проживает в казармах для военнослужащих, однако военное ведомство, где он проходит службу, не обеспечивает военнослужащим регистрацию по месту пребывания в связи с тем, что места их дислокации постоянно меняются. Адвокат указал, что ошибка в начислении размера социального пособия на содержание жилья произошла не по вине его клиентки, а по вине работника ведомства, который не вник в суть вопроса.

Кроме того, адвокат сослался на существующую судебную практику, а именно на решение суда города Гиссена от 05.05.2015 года (SG Giessen Urteil vom 05.05.2015 Az: 22 AS 629/13, rechtskraeftig), в котором суд указал, что социальное ведомство может отменить (изменить) своё решение в течение одного года при обнаружении сведений, которые ведут к его изменению. Если такое обнаружение произошло позже, получатели социального пособия не обязаны возвращать излишне полученные деньги. Решение вступило в законную силу и приобрело силу Закона, так как свои решения суд выносит в соответствии с действующим законодательством.

Ознакомившись с представленными адвокатом возражениями и их обоснованием, социальное ведомство вынуждено было с ними согласиться. Т.е вопрос был решён в пользу наших клиентов на досудебной стадии.

Чтобы быть хорошим адвокатом нужно быть постоянно в поиске – строго следить за изменениями законодательства во всех областях права, внимательно изучать судебную практику. И всё это для того, чтобы помогать клиентам успешно решать их проблемы. Вообще-то, социальное право не входит в сферу оказываемых нами услуг. Но, как сказано в приведённой выше Хартии по правам человека: «Каждое лицо может пользоваться услугами адвоката». Поэтому мы не смогли отказать клиентке в предоставлении юридической помощи и успешно выполнили данное ею поручение.

Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookTwitter
Напишите комментарий