Какой способ управления многоквартирным домом выбрать?

Какой способ лучше

Ответ на этот вопрос во многом зависит от размера дома, т.е. количества собственников, проживающих в нем, а также от их организованности. Поскольку никто не может дать гарантию за конкретного человека (и к тому же владельцы квартир нередко меняются), то для больших домов предпочтительно выбрать 1 из 2 способов:

  • ТСЖ;
  • Управляющая компания.

В этом случае содержание, текущий и капитальный ремонт имущества обходятся существенно дороже по сравнению с самостоятельным управлением. Однако ответственность берут на себя соответствующие должностные лица (председатель, члены правления ТСЖ) или компания в целом (Управляющая организация, представленная в лице своего директора).

С другой стороны, для небольших домов, где все собственники знают друг друга и во многом могут поручиться за соседей, лучше выбирать самостоятельное управление. Такая форма обойдется гораздо дешевле, к тому же она дает возможность выбора конкретной компании, которая будет обслуживать, например, детскую площадку, парковку, водоснабжение и т.п.

Виды управления многоквартирным домом

Жилищно-коммунальная реформа, проведенная в РФ, привела к тому, что собственники имеют право самостоятельно определять, кто и как будет управлять МКД. Законодательно установлено три формы управления. Рассмотрим, что собой представляет каждая из них, а также основные плюсы и минусы.

Самоуправление

Если непосредственное управление МКД осуществляют сами жильцы на безвозмездной основе, такой способ называют самоуправлением. Для его успешной реализации необходимо соблюдение ряда условий:

  1. Применяется для жилых домов, в которых расположено не более 16 квартир.
  2. Все вопросы решаются на общем собрании жильцов. В первую очередь выбираются представители, которые будут заключать договора с третьими лица и отстаивать интересы всех жильцов в вышестоящих инстанциях (суд, муниципалитет или местная администрация и т.д.).
  3. Заключение договоров на поставку газа, электричества и других коммунальных благ заключается каждым собственником индивидуально.

Основными преимуществами самоуправления является следующее:

  • экономия денежных средств, так как все управленческая деятельность осуществляется на безвозмездной основе;
  • знание внутренних проблем и заинтересованность всех жильцов в улучшении текущих условий проживания.

В качестве недостатков такой формы управления можно выделить:

  • сложности в достижении единства между всеми жильцами;
  • невозможность получения финансирования на проведение капитального ремонта из средств специальных фондов, то есть крупный ремонт (крыша, отделка фасадов и т.д.) собственникам придется проводить полностью за свой счет.

ТСЖ, ЖК, кооперативы

Наиболее распространенный вид управления домом – объединения жильцов:

  • товарищества собственников жилья (ТСЖ)
  • жилищные кооперативы (ЖК);
  • потребительский кооператив и т.д.

В общем виде схема работы любого подобного объединения выглядит следующим образом:

  1. Принятие решения о создании ТСЖ, ЖК и т.д.
  2. Регистрация юридического лица и подготовка необходимой документации (устав, протокол общего собрания и т.д.).
  3. Выбор председателя и других членов правления (каждая должность оплачивается по тарифу).

Объединения собственников жилья популярны и востребованы по следующим причинам:

  1. Личная заинтересованность членов правления в улучшении условий проживания всех жильцов.
  2. Должности председателя и членов правления являются выборными (прекращение управления осуществляется после проведения общего собрания и переизбрания ответственных лиц).
  3. Наличие ревизионной комиссии, созданной из числа жильцов-активистов, позволяет контролировать финансовую деятельность ТСЖ, ЖК и т.д.

Основным недостатком такой формы управления является необходимость принимать все важные решения (переизбрание членов правления и т.д.) с помощью собрания собственников. Чем больше многоквартирный дом, тем больше жильцов. Соответственно собрать их в одном месте в одно время проблематично. Поэтому прежде, чем созывать общее собрание, нужно провести масштабную подготовительную работу (расклейка объявлений о дате собрания, личное оповещение собственников и т.д.).

Управляющие организации

Самым необременительным для жильцов способом управления можно назвать привлечение управляющей организации. Подобные компании – это посредники между собственниками и органами власти, коммунальщиками и т.д. Среди плюсов заключения договора управления можно выделить:

  • профессионализм управленцев (подобные организации должны иметь специальную лицензию, выданную органами юстиции);
  • все заботы о МКД перекладываются на плечи управляющей организации;
  • благоустройством занимаются квалифицированные специалисты;
  • все недостатки устраняются за счет управляющей компании, а затем денежные средства взимаются с жильцов, то есть собственники понимают, за что отдают деньги.

К недостаткам привлечения сторонней управляющей компании относятся:

  • серьезные затраты на оплату услуг управленцев;
  • непрозрачность финансовых операций;
  • отсутствие личной заинтересованности работников управляющей компании в улучшении и благоустройстве МКД.

Порядок выбора первой формы организации руководства МКД или ее изменения

Если речь идёт о новостройке, действует следующий алгоритм:

  1. Строительная компания сдаёт дом, получает разрешение на ввод в эксплуатацию и в течение 5 дней заключает договор с управляющей организацией (п. 14 ч. 5 ст. 161 ЖК РФ). Срок сотрудничества — не более 3 месяцев (п. 3 ч. 5 ст. 162 ЖК РФ).
  2. Одновременно с этим местные власти открывают открытые торги по выбору управляющей организации. Это делается в течение 20 дней со дня ввода дома в эксплуатацию. На проведение кокнурса выделяется 40 дней с момента публикации уведомления (ч. 13 ст. 161 ЖК РФ). После завершения отбора власти сообщают жильцам новостройки о результатах конкурса.
  3. Когда конкурс завершён, у жильцов есть 2 месяца, чтобы подписать договор о сотрудничестве с компанией, выигравшей конкурс. До момента его заключения контроль осуществляет организация, первоначально выбранная застройщиком.

Таким образом, официально у жильцов имеется 6 месяцев, чтобы определиться, как управлять домом (ч. 4 ст. 161 ЖК РФ). При этом другие положения закона предполагают практически автоматическое проведение конкурса по выбору управляющей компании для новостройки.

Если жильцы планируют самостоятельно принять решение о способе содержания и обслуживания дома, определяться с выбором нужно как можно раньше.

  1. Жильцы принимают решение о проведении коллективного собрания.
    • До всех жителей дома доносят сведения о планах — не позднее 10 дней до даты сбора (заказным письмом, лично).
    • В уведомлении жильцам указывается: дата и место встречи, вопросы, планируемые к обсуждению.
  2. Организуется общее собрание.
    • Оно считается состоявшимся, если оставлено более 50 % от общего числа голосов.
    • Проведение мероприятия контролирует председатель.
    • Он же или назначенный секретарь фиксирует протокол общего собрания.
  3. В ходе сбора решается вопрос о способе управления домом.
    • Если планируется заключать договор с управляющей компанией, то рекомендуется заранее составить список подходящих организаций (узнать об условиях сотрудничества, тарифах и пр.).
    • Текст договора с компанией желательно составить к моменту проведения собрания и вынести его на обсуждение.
  4. Проводится голосование для выбора способа управления.
    • Если голосование открытое, оно регистрируется в регистрационном листке (подсчитываются поднятые руки), либо решение оформляется в письменной форме каждым собственником.
    • В письменном решении собственника должны быть указаны: личные данные, информация о праве собственности на жильё в доме, решение по поставленному вопросу.
  5. Подсчитываются голоса.
  6. Оформляется протокол общего собрания.

Если собрание собирается для принятия решения о смене способа управления домом, используется также вышеуказанный алгоритм действий. Отдельно на повестку можно вынести обсуждение причин недовольства прежней формой.

На голосование выносятся 2 вопроса:

  • прекращение действующей формы управления;
  • выбор нового способа.

В итоговом протоколе фиксируется факт обсуждения и того, и другого вопроса с указанием результатов голосования.

Протокол собрания жильцов с решением вопроса

Принятое решение оформляется в протокол. Документ должен содержать:

  • номер, дату, адрес многоквартирного дома, число участников собрания;
  • главные темы, вынесенные на обсуждение;
  • непосредственно решение по каждому вопросу из повестки с указанием числа голосов «за» и «против»;
  • подписи председателя и секретаря собрания.

При внесении в протокол данных о выбранном способе управления, используется следующая формулировка:

«Был заслушан доклад о предусмотренных ЖК РФ способах управления многоквартирными домами и о преимуществах каждого из них.

На голосование выносится вопрос о выборе способа управления из двух вариантов:

  • управляющая организация;
  • товарищество собственников жилья или ЖК.

Далее указываются данные о количестве проголосовавших «за» и «против».

Ниже обозначается, какое принято решение (например, «принято решение: избрать способ управления многоквартирным жилым домом — управляющей организацией»). Если решено использовать ТСЖ, то документ об итогах собрания должны подписать все собственники помещений в доме.

Скачать бланк протокола собрания жильцов
Мы не рекомендуем самостоятельно оформлять документы. Экономьте время – обращайтесь к нашим юристам по телефонам:

Документальное оформление выбранного способа управления МКД

Если жильцы не знают, как поменять управляющую компанию на другую или создать ТСЖ до истечения срока договора, можно воспользоваться нашей инструкцией:

  1. Проведение собрания и принятие решения о смене управления или УК.
  2. Письменное уведомление действующей УК или ТСЖ о решении собственников. В документе указывается дата, с которой планируется применять новую форму управления или привлечь другую УК. К уведомлению прикладывается копия протокола собрания.
  3. Руководитель УК или председатель ТСЖ обязан в 7-дневный срок уведомить энергоснабжающие и коммунальные службы населенного пункта о расторжении договоров.
  4. Осуществляется передача технической, паспортной и бухгалтерской документации от одной УК другой или ТСЖ по акту приема-передачи.

Полезно! Передача документации по МКД должна быть осуществлена не позднее, чем за 30 дней до начала деятельности новой УК, ТСЖ.

Любая форма управления МКД имеет свои преимущества и недостатки. Чтобы управление было максимально эффективным, необходимо непосредственное участие жильцов. То есть, даже если дом находится на балансе выбранной УК, собственники могут создавать инициативные группы, назначать старших по подъезду и проверять и контролироваться деятельность управленцев.

Какой вариант предпочтительнее

Способ управления выбирается исходя из возможностей собственников к организации процесса. Если среди жильцов найдутся инициативные граждане, которые способны собственноручно создать товарищество, вести все вопросы, связанные с ЖКХ, то такой вариант индивидуального управления в качестве оптимального выбора исключать нельзя.

Плюсы ТСЖ:

  • более качественное обслуживание, чем при любом ином способе управления
  • низкие сметы на эксплуатацию и ремонт
  • высокая вовлеченность жильцов в процесс эксплуатации имущества
  • при надлежащей настойчивости и расторопности председателя дом можно проводить по городским программам благоустройства и ремонтов.
  • прозрачность финансового баланса дома и отчетность перед жильцами

Минус ТСЖ:

  • низкая компетентность штатных специалистов или их отсутствие
  • отсутствие собственной материальной базы
  • высокие расходы на аппарат управления
  • низкая финансовая стабильность в случае ошибок в тарифообразовании

Передача дел в ведение УК — оптимальный вариант для управления крупным городским домом. Жителям не потребуется отвлекаться от собственных забот, регулярно участвовать в решении специфических вопросов. Это компетенция компании-управленца. Такой вариант признаётся удобным, необременительным для большинства владельцев квартир.

Плюсы УК:

  • высокая компетентность штатных специалистов
  • финансовая устойчивость
  • собственная материальная база
  • высокая интегрированность с ресурсоснабжающими организациями

Минусы УК

  • высокие тарифы
  • низкое качество обслуживания
  • медленная реакция на изменения происходящие с домом
  • более высокий уровень дебиторской задолженности по дому
  • непрозрачность финансового баланса дома и неполная отчетность перед жильцами

Самоуправление МКД организуют редко. Это связано с низкой эффективностью такого типа распоряжения имуществом, высокой ответственностью, лежащей на самих владельцах помещений, отсутствием у собственников свободного времени. Все это не располагает к подобному выбору.

Плюсы:

  • нет расходов на управленческий аппарат
  • техобслуживание и уборка дома может проводиться силами жильцов
  • низкие сметы на выполнение всех работ
  • каждый отвечает только за свои долги по коммунальным ресурсам

Минусы:

  • очень низкая управляемость
  • низкая компетенция жильцов в опросах ЖКХ
  • невозможно использовать дотации Фонда содействия реформированию ЖКХ  на капитальный ремонт
  • нет единого ответственного по какому-либо из вопросов

Что подразумевает собой управление многоквартирным домом

Независимо от порядка управления МКД, деятельность должна осуществляться с учетом следующих принципов:

  • задача – формирование благополучия жильцов, уход за общедомовым имуществом;
  • жильцы получают равный доступ к совместной собственности;
  • когда управление многоквартирным домом выполняет коммерческая компания, то фирма получает лицензию на соответствующую деятельность;
  • в какой форме будет выполняться управление многоквартирным сооружением, должны выбирать домовладельцы на общедомовых сборах;
  • ассортимент доступных управляющих компаний с лицензией находится в общем доступе на сайте муниципалитета;
  • УК предоставляют отчеты о своих трудах жильцам и несут ответственность за качество услуг;
  • фирмы по содержанию многоквартирных домов подконтрольны вышестоящим и правоохранительным органам (подать жалобу на действия управленца можно в Роспотребнадзор, прокуратуру, полицию, суд).

Законодательная база

Основной документ, которым регулируются вопросы ухода за многоквартирным жилым сооружением, – Жилищный кодекс РФ.

Управление домом через ТСЖ или кооператив

Товарищество собственников жилья (ТСЖ) и жилищно-строительный кооператив (ЖСК) мало чем отличаются друг от друга. По своей сути – это некоммерческие организации, т. е. не извлекают из своей деятельности прибыль. Обе имеют наименование, банковский счет, устав и иные реквизиты, присущие организации.

Основной уставной задачей является обслуживание дома, в котором они созданы. Отличие состоит в том, что в кооперативе каждый член его вкладывает установленный пай в денежном выражении. Пока пай полностью не выплачен, квартира, в которой проживает пайщик, принадлежит организации. Товарищество же – просто объединение собственников жилья для решения определенных задач, связанных с обслуживанием жилья.

Обе организации самостоятельны и подотчетны общему собранию членов кооператива или ТСЖ. Для выполнения своих уставных задач они сами формируют баланс, сами подбирают организации, которые будут поставлять ресурсы и заниматься обслуживанием дома. Им так же разрешено вести и хозяйственную деятельность, не облагаемую налогом.

Но только тогда, когда она направлена на благоустройство жилья. Основным управляющим органом организации является общее собрание членов. На нем и принимаются решения по текущей деятельности. Например, проведение текущего ремонта или благоустройства придомовой территории. Правление кооператива или товарищества подотчетно собранию.

Порядок выбора такого способа управления точно такой же, как и при непосредственном управлении:

  • инициативная группа;
  • собрание собственников;
  • решение;
  • создание и регистрация ТСЖ или ЖСК.

Достоинства и недостатки управления

Основные плюсы:

  • самостоятельность в решениях, в распоряжении своими средствами и имуществом;
  • право вести не облагаемую налогом деятельность, прибыль от которой направляется на обслуживание дома.

Минусы:

  • коллективная ответственность;
  • проблемы с неплательщиками.

Порядок оформления протокола

Решение общего собрания владельцев, особенно по повестке требующей подтверждения законной силы, необходимо надлежащим образом оформить протоколом. Проводится оно в очно-заочной форме

Важно знать, что включается в перечень обязательных параметров протокола. Необходимо содержание следующих позиций:

  • номер, дата, количество собравшихся, точный адрес объекта
  • повестка дня с перечнем вопросов
  • решение по каждому из вопросов повестки с указанным число голосов «за», «против»
  • подписи уполномоченных лиц (председатель, секретарь)
  • Дополнительно прописывается утверждённое решение

Собственникам жилья любого МКД важно иметь понятие об управленческих функциях, порядке их осуществления. Выбор предстоит делать каждому

Подходить к процессу принятия решения необходимо взвешенно и серьезно, так как нет ничего более важного, чем те условия в которых мы живем.

Способы управления МКД

В России действует три способа управления МКД.

Первый – самоуправление, то есть все мероприятия осуществляют сами домоладельцы. Второй – формирование товарищества собственников жилья с обязательной регистрацией юридического лица. Третий – привлечение специальных компаний за дополнительную оплату их труда.

Непосредственное управление

Этот вид означает, что контроль подачи коммунальных услуг гражданам, проживающим в МКД, ремонтные работы и поточное содержание здания ложится на плечи самих владельцев/пользователей квартир.

Это целесообразно, когда численность квартир варьируется в пределах 30 штук. В том числе, допускается одновременное содержание нескольких жилых зданий, но при малом числе квартир.

Формы непосредственного управления многоквартирным домом:

  • за каждым домовладельцем закрепляется конкретный участок общей территории, который жильцы помещения должны содержать в чистоте и исправности, все денежные затраты оплачивает собственник квартиры самостоятельно;
  • уход за общедомовыми владениями владельцы недвижимости осуществляют самостоятельно, но для реализации части функций привлекаются дополнительные компании, действующие на коммерческих основах, в рамках договора (например, вывоз мусора, озеленение, ремонтные бригады);
  • собранием собственников жилья избирается лицо, которое, от имени собственников и пользователей помещения, уполномочено заключать соглашения с посредническими фирмами;
  • каждая квартира персонально подписывает соглашение с желаемым провайдером услуг, независимо от выбора владельцев других квартир.

Управление через ТСЖ

Еще один вариант управления многоквартирным домом – товарищество собственников жилья. Среди домовладельцев путем голосования избирается представительский орган – ТСЖ, ведущий практическую деятельность по организации ремонта и благоустройства вверенной территории. Деятельность осуществляется по следующим принципам:

  • некоммерческая форма управления многоквартирным жилым зданием, то есть участники ТСЖ, не получают доход за выполняемые функции;
  • организация регистрируется в муниципалитете, получает личные реквизиты и составляет персональный устав;
  • члены ТСЖ назначаются путем голосования жильцов (смена состава осуществляется ежегодно);
  • в начале каждого года организовывается общее собрание домовладельце с целью решения основных вопросов, постановки задач на будущий год, принятие финансовых решений (суммы ежемесячных взносов, затраты);
  • информация о результатах работы хранится секретарем ТСЖ, предоставляется жильцам для ознакомления по запросу.

Главенствует в ТСЖ председатель, который отвечает за имущество в данном доме, уполномочен нанимать коммунальные компании, принимает решения в экстренных ситуациях, по устранению аварий, регулирует ремонтные работы и мероприятия по благоустройству территории.

Управление через управляющую компанию

Третий вариант – заключение договора с управляющей организацией, действующей на коммерческих началах. Собственникам/пользователям недвижимости придется дополнительно вносить деньги на оплату услуг УК, но взамен они лишаются обязанности управления многоквартирным домом.

Привлечение коммерческих организаций осуществляется по следующим принципам:

  • организацию выбирают собственники квартир в многоквартирном доме путем голосования;
  • действует УК на основании подписанного соглашения с указанием полного перечня вверенных обязанностей;
  • работники компании решают все практические вопросы ремонта, сотрудничества с коммунальными хозяйствами, облагораживания, поддержания комфорта и чистоты на общих участках.

Преимущества формы управления в том, что владельцы многоквартирной недвижимости полностью освобождаются от своих обязанностей по содержанию общедомовых материальных ценностей.

УК уполномочены подписывать соглашения с компаниями-посредниками (вывоз мусора, озеленение, водоснабжение, предоставление газа и электричества) от имени жильцов.

Как выбрать или изменить способ управления многоквартирным домом

Изменения, связанные с управлением МКД, решаются на общем собрании жильцов. Если владельцы квартир недовольны тем, как работает управляющая компания или деятельностью ТСЖ, можно все изменить (ЖК РФ, ст. 161, п. 3). Для принятия решения нужно, чтобы 50% владельцев жилой недвижимости, поддержали инициативу (собственники, которые не могут присутствовать могут передать право голоса по доверенности родственникам или соседям). 

Важно! Если дом никем не управляется или жильцы не могут самостоятельно определиться с формой управления, решение примут органы местного самоуправления. Будет объявлен открытый конкурс среди управляющих компаний города или региона и по его результатам выбирается УК

Непосредственное управление домом

Этот способ подразумевает, что жильцы сами управляют своим домом. То есть сами заключают договора на обслуживание МКД и поставку энергоресурсов: газа,воды, электроэнергии, отопления.

Однако есть и  законодательные ограничения. Если в доме количество квартир превышает 12, то обслуживать дом и его общее хозяйство обязана профессиональная компания, УК (ЖК, 161 статья).

Управляться дом может:

  • без выбора ответственных за дом лиц, все жильцы несут равную ответственность;
  • выбирается один из собственников, которому и передаются полномочия всех остальных (возможен так же выбор домового комитета, который представляет дом и управляет им);
  • приглашается стороннее лицо (возможно, организацию), которое и будет управлять домом.

Внимание! Если будет приглашено физическое лицо, то данный гражданин будет осуществлять только представительские функции.

Непосредственное управление, а равно и другие способы, выбирается следующим образом:

  1. Создается инициативная группа жильцов. Ее основная задача – подготовка общего собрания собственников. Необходимо определиться с его формой (оно может быть и очным, и заочным), временем и местом его проведения, подготовить материалы: список собственников, протокола собрания и т.д. Кроме этого группа проводит и разъяснительную работу, объясняя жильцам преимущества избранного способа.
  2. Проводится общее собрание. Если очное,то собственники собираются в установленном месте, где и принимают решение. Заочное проводится путем обхода квартир и заполнения опросного листа. Возможен вариант, когда владельцы жилья отправляют в адрес инициаторов специальный бюллетень, в котором выражают свое мнение по вынесенному на обсуждение вопросу.
  3. Решение оформляется протоколом. Он передается в местныйорган самоуправления или уполномоченной им организации, например, УК.

Важно! На собрание в обязательном порядке приглашаются представители муниципалитета. Уведомление о проведении собрания направляется в адрес органа самоуправления за 10 дней до его начала.

Плюсы и минусы управления

Основные плюсы непосредственного управления:

  • Нет переплат за управление;
  • Прямые договора с поставщиками.

Минусы:

  • Отсутствует возможность участия в целевых программах;
  • Подходит только для домов с небольшим количеством квартир, оптимально до 30-ти.

Другой комментарий к Ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации

1. Способы управления многоквартирным домом, определяемые комментируемой статьей, можно разделить на две группы: самостоятельное управление; управление на профессиональной основе, с привлечением иного субъекта управляющей организации. Эффективность работы этой организации зависит от ее организационно-правовой формы (акционерное общество, индивидуальный предприниматель и проч.). Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из следующих способов управления:

1) непосредственное управление домом собственниками помещений в этом доме;

2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;

3) управление управляющей организацией.

Указанный в ст. 161 перечень способов управления расширительному толкованию не подлежит. Собственники помещений могут выбрать только один способ из предусмотренных этой статьей.

Выбор способа управления осуществляется на общем собрании собственников (ст. 44 — 48 ЖК РФ). Решение общего собрания обязательно для всех собственников помещений в многоквартирном доме, включая тех, кто не принял в нем участия или проголосовал против. Общее собрание собственников может в любое время изменить способ управления многоквартирным домом.

2. В соответствии с комментируемой статьей управление многоквартирным домом призвано обеспечивать:

благоприятные и безопасные условия проживания граждан;

надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме и решение вопросов пользования этим имуществом;

предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.

3. Если после принятия решения о выборе способа управления оно (решение) не реализовано; в случае, если собственниками вообще не принято такого решения и при этом истек год с момента, когда его следовало принять, — орган местного самоуправления в установленном Правительством РФ порядке проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации (см. Постановление Правительства РФ от 06.02.2006 N 75).

После проведения конкурса орган местного самоуправления обязан в течение 10 дней проинформировать каждого собственника помещения о результатах конкурса и направить каждому собственнику проект договора управления домом. Собственники помещений обязаны заключить договор управления с управляющей организацией в порядке, установленном ст. 445 ГК РФ (ч. 5).
——————————— Возможны отказ от подписания договора, предложение подписать его на иных условиях (протокол разногласий); со своей стороны управляющий вправе согласиться с возражениями или передать разногласия на рассмотрение суда.

4. Срок действия договора управления не может превышать 5 лет (см. ч. 5 ст. 162 ЖК РФ). За месяц до истечения его срока орган местного самоуправления обязан созвать собрание собственников помещений для самостоятельного решения вопроса о выборе способа управления домом, если такое решение не было принято согласно ч. 3 комментируемой статьи (ч. 6).

Собственники помещений в одностороннем порядке вправе отказаться от исполнения договора управления, если до истечения срока действия такого договора общим собранием собственников помещений принято решение о выборе или об изменении способа управления этим домом (ч. 8.1 ст. 162 ЖК РФ).

5. Любой собственник помещения в многоквартирном доме вправе в судебном порядке предъявить требование обязать муниципальные органы выбрать управляющую организацию (ч. 7). Согласно ч. 2 ст. 45 ЖК РФ любой собственник помещения в многоквартирном доме вправе выступить с инициативой созыва общего собрания собственников помещений.

6. Многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией (ч. 9 комментируемой статьи 161 ЖК РФ). Это значит, что ни общее собрание собственников, ни ТСЖ, ни жилищный кооператив не вправе заключить новый договор об управлении домом с какой-либо организацией, если действует договор, заключенный с другой управляющей организацией.

Поделитесь в социальных сетях:vKontakteFacebookTwitter
Напишите комментарий