Правовой режим земель лесного фонда

Что можно делать на землях лесного фонда?

В интернете и соцсетях есть масса мнений на этот счет. Кто-то считает, что владелец такого участка должен на любые задумки спрашивать разрешение у местных властей, кто-то — что можно спокойно рубить лес и строить, и ничего за это не будет.

Несмотря на частые споры и неверные толкования данной проблемы, нам кажется, что лучшим ответом будет действующее законодательство, а конкретно — Лесной кодекс РФ.

Согласно закону, лесные земли разрешается использовать для следующих видов деятельности:

  1. Сбор ягод и грибов, лекарственных растений;
  2. Заготовка древесины;
  3. Охота и рыбалка;
  4. Ведение сельского хозяйства, в том числе: сенокос, выпас скота, пчеловодство, оленеводство, выращивание с/х культур и прочая сельскохозяйственная деятельность;
  5. Научно-исследовательская деятельность, а также образовательная в сфере лесного хозяйства;
  6. Рекреационная деятельность, в том числе: организация отдыха и туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности с сохранением природных ландшафтов, объектов животного и растительного мира, водных объектов;
  7. Выращивание саженцев, плодово-ягодных и декоративных растений, а также лесных плантаций (посадка деревьев определенных пород);
  8. Геолого-исследовательские изыскания;
  9. Создание водохранилищ, линейных объектов;
  10. Переработка древесины;
  11. Религиозная деятельность, то есть возведение зданий и сооружений религиозного или благотворительного назначения.

Можно ли строить дома и постройки на таких территориях?

На участках лесного фонда любая частная капитальная застройка запрещена.

Речь идет, конечно, о жилых домах. Другими словами, брать в аренду участок в лесном фонде, чтобы построить на нем дом — это ошибка: арендатор рискует потерять впоследствии и участок, и дом.

Однако на таких землях можно строить другие объекты:

  • временные постройки для проживания людей, осуществляющих наблюдение и контроль за состоянием леса;
  • временные постройки для осуществления рекреационной деятельности (без проведения вырубки больших лесных участков);
  • физкультурно-оздоровительные, детские лагеря;
  • спортивные и спортивно-технические сооружения для осуществления рекреационной деятельности;
  • капитальные сооружения для лесопользования в религиозных целях;
  • лечебно-оздоровительные учреждения;
  • временные постройки для деятельности, связанной с научными исследованиями, геолого-изыскательными работами, поиском месторождений.

Несмотря на то, что частная застройка в лесном фонде запрещена, существует возможность строительства дома на территориях, расположенных на границе с естественными или искусственными лесными насаждениями. В этом случае необходимо добиться разрешения на перевод земли из одной категории в другую.

Законного разрешения на строительство можно добиться следующим образом:

  • Изменить тип целевого назначения участка;
  • Изменить ВРИ (вид разрешенного использования) земельного участка, без изменения его целевого назначения.

Как можно оформить?

Процедура оформления права собственности происходит по определённому алгоритму, основная часть которого ориентирована на получение разрешения правительственного распоряжения о переводе участка в другую категорию. Для этого требуется:

  1. Выбрать подходящий участок лесного массива, который не может использоваться в качестве леса. Им может быть редина после вырубки, место пожарища с погибшими деревьями, болотистые земли или иные не заросшие деревьями участки.
  2. Назначить экспертизу выбранного участка, получить заключения экспертов. Целесообразно иметь не менее трёх различных актов экспертиз, в которых будет указано на то, что установленная зона не отвечает требованиям, предъявляемым к лесному массиву.
  3. Установить сумму ущерба при переводе земель в другую категорию. Эту сумму потребуется уплатить заявителю.
  4. Подать запрос в Министерство, указать подробные причины перевода земель в другую категорию (указать – какую) с опорой на акты экспертизы. Обязательно внести кадастровый адрес и иные параметры лесного участка.
  5. Приложить аналогичную заявку, адресованную Правительственным органам РФ, а также акты экспертизы, нотариально удостоверенную копию паспорта, выписку из ЕГРЮЛ и копию пакета учредительной документации (юр.лицам). Частное лицо должно предоставить лицензию и иные документы, разрешающие соответствующую деятельность.
  6. Поданная заявка рассматривается Министром, который прилагает свою резолюцию.
  7. По его усмотрению, запрос возвращается заявителю на основании мотивированной выписки, со ссылкой на источники законодательства, или передаётся в органы Правительства РФ на рассмотрение.

В заявку нужно включить специальные формулировки, придающие ей характер официального документа. Обязательна опора на факты, подтверждённые заключениями экспертов. В просительной части указывается просьба о разрешении перевода земель в другую категорию и на последующий выкуп в собственность. В целом документ составляется в свободной форме, так как для него не предусмотрено специального регламента.

Обязательно нужно включить в заявку нижеследующее:

  1. Причины невозможности использования участка по назначению: выгоревшие или иным образом испорченные деревья, подвергшаяся порче (заболоченная) почва, на которой не может произрастать древесная порода, размыв почв руслом рек и т.п.
  2. Приблизительные расчёты стоимости восстановления участка путём лесопосадки, или подтверждение невозможности его восстановления.
  3. Проект использования земель или восстановления лесопосадки заявителем, с опорой на нормы ЛК № 200-ФЗ.
  4. Перечислить все факты и основания, подтверждающие эффективность перевода участка в обозначенную категорию, с переходом в собственность.

На основании поданной заявки должен выйти законопроект о переводе земель в другую категорию.

Далее могут последовать действия, соответствующие решению, принятому правительственным органом, уполномоченным на распоряжение такими землями:

  • разрешение приступать к оформления массива в собственность;
  • только получение права аренды на освоение участка с возможностью выкупа;
  • перевод в другую категорию и необходимость приобретения ЗУ с торгов.

После того как разрешение будет получено, в бюджет государства переводится установленная сумма, а на руки получается решение Правительства РФ о переходе права собственности. Полученный правительственный акт будет выступать правоустанавливающим документом. На его основании происходит регистрация права собственности в Росреестре.

Перед регистрацией земель в Росреестре, компании нужно уплатить пошлину в размере 22 000 рублей. Физическое лицо уплачивает 2 тысячи рублей.

После получения Выписки из ЕГРН о праве собственности, можно приступать к освоению зоны в соответствии с полученным правительственным разрешением, а также с соблюдением норм экологии, природоохранных и противопожарных мер.

Если речь идёт о переводе лесов в земли поселений, то они не должны использоваться под застройку жилых кварталов, а функционировать как зелёные зоны или выделяться в земли рекреации, то есть быть доступны для отдыха граждан (о строительстве на землях лесного фонда и видах разрешенного использования читайте тут).

Можно ли оформить земли лесфонда в собственность

К территории земель лесного фонда относятся не только территории с лесистыми растениями, но и выделенные земли для восстановления количества деревьев в регионах. К таким территориям относятся пустынные земли в пределах лесной зоны, вырубленные территории, выжженные территории лесного фонда.

Имейте в виду, что часть земель ленного фонда располагается под объектами инфраструктуры, которые необходимы для нормального функционирования комплекса лесной промышленности, для обеспечения доступности удаленных частей лесной территории.

Существуют три категории земель лесного фонда, к каждой относятся конкретные объекты и территории.

К первой категории земель лесного фонда относятся следующие:

  • Охраняемые нормативными актами федерального значения лесные полосы, берега водных объектов на территории земель лесного фонда, лесные насаждения для укрепления грунта и предотвращения эрозии почвы;
  • Лесные полосы, высаженные на протяжении автомобильных и железнодорожных дорог;
  • Лесные растения, которые существуют в малолесистых территориях, в которых не свойственно произрастание лесной растительности;
  • Парки национального масштаба, памятники природного происхождения, заповедные территории, охраняемые государством;
  • Лесные массивы, расположенные в водоохранных зонах и в пределах курортных территорий рекреационного характера;
  • Лесные насаждения, которые признаны наиболее ценными для государства.

Лесные массивы, которые расположены в пределах регионов с большой концентрацией населения на квадратный метр, на территориях, где обильная транспортная сеть и наличие большого количества автомобильных дорог, относятся ко второй категории лесов. К этой же категории относятся и территории с дефицитом ресурсов, в таких землях лесные насаждения имеют значение для обеспечения оздоровительной функции лесного массива и для защиты экосистемы.

К третьей категории относятся территории с богатой лесной растительностью, при этом, часть лесного массива третьей категории уже используется, а часть лесного фонда распределено для дальнейшего применения в производстве и промышленной обработке древесины. Из лесных земель третьей категории формируются резервные территории лесного фонда.

Границы территории, относящейся к лесному фонду, выделены на картах специальными условными знаками. Знайте, что изъять часть территории лесного фонда или включить в состав допускается только путем законодательного регулирования вопроса. Земли лесного фонда охраняются государством.

Получить законным способом земли лесного фонда в собственность возможно только путем перевода земель лесного фонда в земли другой категории.

Имейте в виду, что изменить категорию земель лесного фонда на любую другую весьма сложно, чаще всего такие попытка заканчиваются отказом на стадии подачи заявления.

Земли лесного фонда относятся к федеральному ведению, ведению регионов и субъектов РВ, к ведению муниципалитетов. Для каждого из перечисленных уровней контроля над землями лесного фонда предусматриваются правила решения вопросов относительно лесного массива.

Подавать заявление на получение разрешения сменить категорию земель лесного фонда необходимо в соответствии с зоной ответственности уполномоченных органов. Имейте в виду, если участок лесного фонда располагается на разграниченной территории лесного массива, то обращаться с заявлением необходимо в Департамент лесного хозяйства при местном самоуправлении. Если территория не разграничена на ответственность регионов или муниципальных образований, то обращаться по вопросам лесного права необходимо в Правительство РФ.

Если окончательно приняли решение о переводе части земель лесного фонда в другую категорию земли, имеете для этого основания, наймите качественного юриста, который поможет подготовить необходимые документы. Судебные тяжбы по данному вопросу длятся годами. Органы государственной власти в соответствии со своими полномочиями тоже не спешат принимать решения в таких ситуациях.

Целевое назначение

Правовой статус земель лесного фонда оговаривается в Земельном и Лесном кодексе. Согласно ст. 101 ЗК РФ, земли лесного фонда – это участки с лесом и лесополосой, а также земли, предназначенные для восстановления лесов (вырубки, прогалины, древостой, гари и т.д.) и целей по осуществлению лесохозяйственной деятельности, в том числе нелесные земли (просеки, болота, дороги и т.д.).

Целевое использование лесных земель, в соответствии с Земельным кодексом:

  • Выращивание, рациональное использование и воспроизводство лесов.
  • Временно не покрытые лесной растительностью – для ее восстановления естественным или искусственным образом (к таким участкам относятся вырубки, пустыри, прогалины, питомники, земли с несомкнувшимися лесными культурами и т.п.).

Земли, не покрытые лесной растительностью, определяются ЗК РФ как нелесные и используются для нужд лесного хозяйства (это просеки, дороги, с/х угодья, болота и другие участки, неудобные для использования, но находящиеся в пределах границ лесного фонда).

Лесной кодекс РФ определяет земли лесного фонда как целостный природный объект в совокупности с растительностью, животным миром, и другими важными компонентами природной среды.

Целевое назначение этих земель будет зависеть от того, для какой цели используются леса. Согласно Лесному кодексу РФ (ст. 10, п. 1-3), по целевому назначению леса подразделяют на:

  • защитные;
  • эксплуатационные;
  • резервные;
  • иные участки, предназначенные для леса, которые определяются как защитные.

Защитные леса выполняют водоохранную, защитную, санитарно-гигиеническую, оздоровительную функцию. К этой же категории относятся леса и земли, расположенные в особо охраняемых природных зонах.

Эксплуатационные леса предназначены для добычи древесины и других лесных ресурсов, в том числе, продуктов их переработки.

Резервные лесные участки предназначены для защиты и охраны насаждений от вырубки в течение ближайших 20 лет.

Больше нюансов о правовом режиме земель лесного фонда можно узнать здесь.

Как арендовать земли лесного фонда

Получить в аренду земельный участок, который входит в состав земель лесного фонда, можно следующими путями:

  • заключением прямого договора аренды с государственным органом, уполномоченным на совершение таких сделок;
  • участием в аукционных торгах.

Аукционный порядок получения земельного участка в аренду не проводится в отношении земель, которые используются:

  • для осуществления охотничьей деятельности;
  • для строительства объектов, предназначенных для обслуживания линейных объектов;
  • для осуществления деятельности по заготовке древесины, которая используется при строительстве гидротехнических объектов, освобождения земельного участка от лесных насаждений, на котором проводится разработка недр. Полный их перечень указан в статьях 43-46 Лесного кодекса РФ.

В отношении указанных земель просто заключается договор, в котором с одной стороны выступает физическое или юридическое лицо в качестве арендатора, а с другой стороны — государство, в качестве арендодателя.

Чтобы заключить договор аренды, подготовьте соответствующее заявление, которое направьте уполномоченному государственному органу.

Подаваемое заявление должно содержать такие данные:

  • наименование, организационная форма и адрес регистрации юридического лица, если заявление подается от имени предприятия;
  • полные анкетные и паспортные данные физического лица, адрес места жительства, индивидуальный налоговый номер. Если заявление подает физическое лицо, в том числе, и индивидуальный предприниматель;
  • где расположен земельный участок лесного фонда, и какова его площадь;
  • в каких целях, и каким способом будет использоваться земельный участок, и соответствие этих целей правовым нормам;
  • на какой срок предлагается заключить аренду участка;
  • цифровое обозначение кадастрового номера земельного участка лесного фонда;
  • какое предварительное решение о передаче участка в аренду имеется;
  • когда земельный участок был образован, и на основании какого решения;
  • контактные данные заявителя.

В качестве дополнений, к заявлению прилагаются:

  • доверенность представителя, если заявление подает доверенное лицо;
  • документы, которые подтверждают, что земельный участок, получаемый по договору аренды, будет использоваться по целевому назначению.

Орган, который уполномочен решать вопрос о передаче земельного участка, относящегося к землям лесного фонда, в порядке межведомственного взаимодействия самостоятельно запросит такие данные:

  • состоит ли заявитель на налоговом учете;
  • имеет ли заявитель зарегистрированную собственность на указанном земельном участке;
  • в случае необходимости, лицензию, которая даст возможность использовать земные недра.

Вместе с тем, данные документы заявитель может предоставить самостоятельно.

Можно ли оформить в собственность

Переход земельного лесного фонда в другую категорию осуществляется довольно сложно, ведь это не обычное действие. Такая процедура осуществляется в особом порядке Правительством Российской Федерации.

Обратите внимание, что земельный массив, который расположен на территории населенных пунктов, созданных для того, чтобы освоить лесную территорию, переводят в земельный массив населенного пункта в порядке, установленном ФЗ № 172-ФЗ от 21.12.2004 года «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (статья 9 ФЗ № 201-ФЗ от 04.12.2006 года «О введении в действие ЛК РФ»). Осуществить эту норму сложно, хотя и возможно

Получение сведений о возможности получения земли из лесного фонда в личную собственность осуществляется в муниципалитете или Комитете по управлению имуществом, который отвечает за эту территорию

Осуществить эту норму сложно, хотя и возможно. Получение сведений о возможности получения земли из лесного фонда в личную собственность осуществляется в муниципалитете или Комитете по управлению имуществом, который отвечает за эту территорию.

Способ только один перевести земельный участок из лесного фонда в землю, предназначенную под строительство жилья. Причем эта процедура подробно изложена на законодательном уровне, но она требует большого упорства и немало времени, которые будут вложены в очень выгодное дело.

Чтобы подать ходатайство в государственный орган с просьбой переоформить землю из лесного фонда в фонд земель, предназначенных под строительство жилья, проведите анализ подлинности данных, которые вы указываете в заявлении, после этого только муниципалитет начинает готовить документы.

Эта процедура занимает значительное место, но, к сожалению, другого алгоритма для перевода нет.

Любому человеку, который начал эту процедуру, стоит запастись терпением и помнить о том, что решение Правительства РФ относится только к конкретному земельному участку

Обратите внимание, что лесные земли – это зона заповедника, поэтому не будет представлена вся интересующая вас информация по первому требованию

После окончания процедуры перевода земельного участка из одного фонда в другой в кадастровый реестр вносится искомая пометка «населенный пункт». Только теперь можно переходить к следующему шагу – оформление земельного участка в личную собственность.

Важно! А оформление в личную собственность будет переходить уже по имеющемуся алгоритму в законодательстве РФ. Если этот участок содержит жилое помещение, тогда ее можно будет купить у муниципалитета по сниженной стоимости

Ищем средство

Но означает ли это, что бизнес-субъект или хороший хозяин-физлицо не может стать собственником земельного участка, относящегося к лесному фонду, вообще никак? Нет.

Этому есть две причины:

  1. народ – это не только широкие слои населения, это и крупные предприниматели.
  2. и главное – существуют совершенно законные методы либо решить вопрос с приватизацией нужного земельного участка, либо хотя бы получить его в очень длительное пользование (практически навсегда):
  • перевод лесных земель в другую категорию;
  • аренда;
  • концессия – передача государством лесного участка во владение и пользование инвестору согласно концессионному соглашению;
  • безвозмездное срочное пользование.

Как поменять категорию земель?

Изменение целевого назначения участка, принадлежащего к лесфонду – очень сложная и длительная процедура, часто не гарантирующая результата. Нужно обосновать необходимость перевода земель в другую категорию, оформить огромное количество документов и пройти все круги согласований в ряде учреждений (инстанций), прежде чем Правительство РФ удовлетворит вашу потребность в данных гектарах – выдаст соответствующее распоряжение. Нужно:

  • изменение черты города согласно новому генплану, утвержденному и согласованному на федеральном уровне, либо
  • заключение госэкспертизы о ненужности земельного участка лесному хозяйству или невозможности продолжать его использование по текущему назначению.

Если первый вариант не подходит, следует обратиться в региональное подразделение Рослесхоза и выяснить, каковы шансы получить такое заключение. Если велики, можно начинать процедуру перевода.

От аренды – к собственности?

Лесной участок может быть взят в аренду на срок до сорока девяти лет включительно. Чем дольше, тем лучше, особенно учитывая что «автопродление» договора аренды законом не предусмотрено.

Но самое интересное, что после пятнадцати лет пользования арендуемым земельным участком добросовестный арендатор может обрести право собственности на него. Причем нигде в законодательстве не указано, что на земли лесфонда эта норма не распространяется. Если что, и поменять целевое назначение участка после стольких лет хозяйствования становится проще.

За некоторыми исключениями, лесфондовские земли сдаются в аренду после аукциона. Он должен быть объявлен в установленном порядке, после чего надо подать заявку и уплатить задаток, а на аукционе предложить самую высокую арендную плату. Но последнее – не всегда, поскольку заявка может быть подана только одна. Если это так и она ваша, аукцион признается состоявшимся, а с вами обязаны заключить договор аренды. Его надо правильно составить, зарегистрировать, затем предоставить надзорному органу проект освоения лесов и каждый год подавать лесную декларацию.

Материалы по теме: узнайте, что такое лесной сервитут. Как происходит кадастровая оценка земель лесного фонда, подробно описано здесь.

А если это лесопользование?

Если же участок лесфонда нужен исключительно для лесопользования и никакое другое использование не предвидится, можно оставить намерения насчет частной собственности на эту землю и попытаться получить ее в безвозмездное срочное пользование.

Также можно использовать ее по договору концессии – если в обмен на пользование ресурсами леса вы готовы сделать большие инвестиции в неосвоенный земельный участок, где отсутствует инфраструктура (ст. 37 ЛК РФ). И договор концессии, и безвозмездного срочного пользования могут быть заключены на тот же срок, что и аренды – от одного до 49 лет.

В итоге – нельзя, но можно

Обратитесь в Рослесхоз по месту нахождения земельного участка лесфонда, которым хотите обладать или уже обрели (что-то построили, не зная о не допускающем отчуждения целевом назначении). Специалисты должны помочь вам окончательно определиться со способом решения вашего вопроса. После этого вы сможете узнать все подробности о нужном варианте и применить его.

Фото: 

gdolgikh/depositphotos.com, appalachianview/depositphotos.com

Особенности управления землями лесного фонда

Государственное управление лесным фондом базируется на принципах:

  • устойчивого развития (сбалансированного развития экономики и улучшения состояния окружающей природной среды);
  • рационального, непрерывного, неистощительного использования лесного фонда в интересах Российской Федерации и ее субъектов;
  • несовместимости реализации функций государственного управления в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов с осуществлением рубок главного пользования и переработки полученной при этом древесины (ст. 50 ЛК РФ).

Государственное управление в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов осуществляет Правительство РФ непосредственно или через уполномоченные им федеральные органы исполнительной власти.

Органы исполнительной власти субъектов Федерации осуществляют названные функции в области лесного фонда непосредственно или через территориальные органы федерального органа управления лесным хозяйством, если это предусмотрено соглашением между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Федерации о передаче осуществления части названных полномочий. Положение о федеральном органе управления лесным хозяйством утверждается Правительством РФ. Этот орган осуществляет возложенные на него полномочия непосредственно либо через свои территориальные органы. Функции государственного управления лесным фондом в настоящее время возложены на Министерство природных ресурсов РФ. Оно действует на основании Положения о Министерстве природных ресурсов Российской Федерации, которое утверждено постановлением Правительства РФ от 25 сентября 2000 г. № 72. Данное Министерство организует и обеспечивает рациональное, многоцелевое, непрерывное и неистощительное лесопользование; обеспечивает осуществление прав владения, пользования и распоряжения лесным фондом; ведет государственный учет лесного фонда; в установленном порядке производит распределение лесов по группам и категориям защитноЪти лесов первой группы; производит перевод лесов из одной группы лесов или из категории защитности лесов первой группы соответственно в другую группу или категорию. Оно рассматривает в установленном порядке ходатайства о переводе лесных земель в нелесные для использования в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом, а также об изъятии земель лесного фонда.

Изъятие земель, занятых лесами первой группы, для государственных и, муниципальных нужд допускается только в исключительных случаях, предусмотренных ЗК РФ (ст. 49). Перевод земель лесного фонда в земли других категорий осуществляется Правительством РФ, исполнительными органами государственной власти субъектов Федерации и органами местного самоуправления в соответствии с их полномочиями, предусмотренными ЗК РФ (ст. 8).

Использование участков лесного фонда может осуществляться как с изъятием лесных ресурсов, так и без изъятия. Они предоставляются для осуществления одного или нескольких видов лесопользования одному или нескольким лесопользователям.

Деятельность по использованию лесного фонда подлежит лицензированию.

ЛK РФ закрепляет права и обязанности лесопользователей (ст. 82, 83).

За пользование лесным фондом взимаются платежи в виде лесных податей или арендной платы.

Лесные подати взимаются за все виды лесопользования. Ставки лесных податей устанавливаются органами государственной власти субъектов Федерации по согласованию с территориальным органом управления лесным хозяйством или определяются по результатам лесных аукционов.

Размер арендной платы, порядок, условия и сроки ее внесения определяются договором аренды участка лесного фонда.

Лесопользователями являются граждане и юридические лица, которым предоставлены права пользования участками лесного фонда и права пользования участками лесов, не входящих в лесной фонд.

Названное право лесопользования возникает на основании договора аренды участка лесного фонда, договора безвозмездного пользования участком лесного фонда, договора концессии участка лесного фонда, а также лесорубочного билета, ордера или лесного билета.

В случае смерти гражданина принадлежащее ему право лесопользования переходит к другому лицу в соответствии с завещанием или законом. При реорганизации юридического лица принадлежащее ему право лесопользования переходит к юридическому лицу — правопреемнику реорганизованного юридического лица. По договору концессии такой переход права лесопользования запрещается (ст. 24 ЛК РФ).

Право пользования землями лесного фонда

Согласно статье 9 Лесного Кодекса Российской Федерации:

В соответствии со статьёй 39.9 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, право постоянного бессрочного пользования лесным фондом предоставляется исключительно:

  •  органам государственной власти и органам местного самоуправления;
  •  государственным и муниципальным учреждениям (бюджетным, казенным, автономным);
  •  казенным предприятиям;
  •  центрам исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий.

Исходя из статьи 39.10 Земельного кодекса земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в безвозмездное пользование:

  1. тем же лицам, которым предоставляются участки на праве постоянного (бессрочного) пользования, но только на срок до 1 года;
  2. в виде служебных наделов работникам организаций (например, работникам организаций транспорта), но только на срок трудового договора;
  3. религиозным организациям;
  4. лицам, которые заключили договор на строительство или реконструкцию объектов недвижимости в соответствии с 44-ФЗ;
  5. гражданам для ИЖС, ведения личного подсобного хозяйства или КФХ в определенных муниципальных образованиях, но только на срок не более 6 лет;
  6. гражданину, если на этом участке находится его служебное жилое помещение;
  7. гражданину для сельскохозяйственной деятельности для собственных нужд на срок не более чем 5 лет;
  8. гражданам и ЮЛ для сельскохозяйственного, охотхозяйственного, лесохозяйственного и иного использования;
  9. садоводческим или огородническим некоммерческим товариществам на срок не более чем пять лет;
  10. некоммерческим организациям, созданным гражданами, в целях жилищного строительства;
  11. лицам, относящимся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, и их общинам в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности;
  12. лицам, с которыми заключены государственные контракты на выполнение работ, оказание услуг для обеспечения обороны страны и безопасности государства;
  13. лицу, право безвозмездного пользования которого на земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, прекращено в связи с изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд, взамен изъятого земельного участка;
  14. лицу в случае и в порядке, которые предусмотрены Федеральным законом от 24 июля 2008 года  № 161-ФЗ “О содействии развитию жилищного строительства”;
  15. гражданину на Дальнем востоке в соответствии с № 119-ФЗ;
  16. Московскому фонду реновации жилой застройки, созданному субъектом Российской Федерации;
  17. акционерному обществу “Почта России”.

Для того чтобы право пользования землями лесного фонда было предоставлено, необходимо заключить договор с уполномоченным органом.

Помимо постоянного бессрочного и безвозмездного пользования лесным участком законодательством предусмотрено такое право как сервитут.

Лесной сервитут – право пользоваться чужими лесными угодьями в своих целях.

Сервитут бывает публичным и частным.

Публичный сервитут, в частности, позволяет гражданам страны находиться в лесных угодьях, собирать там свободно растущие дикие ягоды, растения и т.д. Разумеется, если нет никаких ограничений со стороны местных законов.

Частный сервитут подразумевает возможность ограничить нахождения граждан в лесу. Это ограничение основывается на различных судебных решениях и правоустанавливающих актах.        

К примеру, физическое лицо занимается постройкой чего-либо в лесу. Для этого ему требуется постоянный подъезд строительной техники, подключения энергии, газа и воды. Однако это возможно лишь через территорию соседей. Тогда лицо может установить с ними договор.  Сосед может позволить физическому лицу использовать его территорию в целях строителя, но, конечно, имеет полное право запросить с него соответствующую оплату. Это и называется процедурой установления лесного сервитута.

Срок сервитута определяется по соглашению сторон. Срок сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, определяется с учетом некоторых ограничений ограничений.Например, если физическое лицо заключило сервитут не с собственником лесного участка, а с землепользователем (арендатором), то срок договора об установлении сервитута не должен превышать срок действия договора аренды с собственником.

Поделитесь в социальных сетях:vKontakteFacebookTwitter
Напишите комментарий